Ряскова Татьяна Вячеславна
«История семьи — история страны» (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию)
История – не просто чередование эпох и времен.
Это и бесконечная галерея исторических
портретов людей, прошедших по земле.
Д. А. Волкогонов
В наше быстротечное время в погоне за ускользающим будущим человек часто забывает о своём прошлом. Мы бежим, пытаемся всё успеть. И порой у нас нет времени, чтобы оглянуться назад, каждому пристальнее взглянуть на прошлое своей семьи и увидеть, какие славные дела вершили наши предки. В современной семье в лучшем случае знают о своих ближайших родственниках - дедушке и бабушке и, как исключение, о прадедах.
Публикация «„История семьи — история страны“ (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Но история каждой семьи, состоящая из отдельных судеб, как раз и составляет историю нашего народа, историю Отечества. Из этого вырастают такие понятия, как патриотизм, гордость за своё имя, за свою Родину. Эти качества формируются у человека в детстве. А как доходчиво объяснить ребёнку, что история - это наука о нём самом, о том, что происходило и происходит вокруг него и его родственников, его семьи?
Задумывая проект «История моей семьи», Анна Игоревна Николаева, классный руководитель 2-го класса московского Центра образования «Школа здоровья» №1099, задавала своим ученикам такие вопросы: кем были их предки, чем занимались, к какому сословию принадлежали, где проживали? Как оказалось, далеко не все интересовались своей родословной. И тогда учительница провела эксперимент: попросила детей написать рассказ на тему «История моей семьи».
Сама Анна Игоревна, дочь и жена потомственных морских офицеров, гордится своей семьёй. Она понимает, что необходимо как можно раньше рассказывать детям о том, как жили, чем занимались их деды и прадеды, как учились, строили, сеяли, как открывали новые земли, сражались за своё Отечество.
Очевидно, что воспитать настоящих патриотов можно только на реальных примерах самоотверженного служения, массового героизма и доблести наших предков. Можно, конечно, смотреть фильмы, читать книги, но нет ничего интереснее изучения истории страны по рассказам близких людей, письмам, фотографиям, семейным реликвиям.
И надо было видеть, как увлечённо дети совместно с родителями исследуют неизвестные страницы жизни каждой семьи. Именно так, через сближение нескольких поколений, и происходит развитие патриотических чувств, воспитание толерантности, чувства причастности к реальным историческим событиям.
Результатом проектной деятельности и совместного творчества учеников А. И. Николаевой стал небольшой сборник «История моей семьи». Вот лишь несколько строк из детских сочинений.
«Мой дедушка трижды был выбран председателем сельсовета. За 10 лет он сотворил для своей деревни чудо. Восстановил все дороги, детскую площадку, построил здание школы, библиотеку. В деревне не было питьевой воды - главного для человеческой жизни. Благодаря деду появилась вода.»
«Мой прадедушка всегда празднует день рождения 9 Мая. В 18 лет он пошёл на войну, стал танкистом. В 1943 году его танк был подбит, и он получил тяжёлое ранение в руку. А после госпиталя вернулся на фронт механиком на военный аэродром.»
«Моя прабабушка во время войны жила в Москве. Днём она сваривала противотанковые ежи. А ночью дежурила на крышах, сбрасывала зажигательные бомбы и работала медсестрой в госпитале. У неё есть медаль «За оборону Москвы».»
Совместная работа взрослых и детей позволила маленьким гражданам ещё раз убедиться в том, насколько тесно переплетены судьбы отдельных людей с историей нашей страны и что понятие «патриотизм» - отнюдь не отвлечённое.
А в минувшие майские дни - в канун дня Великой Победы - в школьном классе прошёл классный час с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны Владимира Николаевича Бубнова, заместителя председателя совета ветеранов района «Ярославский», и Владимира Петровича Черникова, председателя «Союза фронтовиков СВАО». Ветераны поделились воспоминаниями о войне, ответили на вопросы учеников. Владимир Петрович подарил детям свой сборник стихотворений «Прежде думай о Родине» с дарственной надписью «Ученикам 2-го класса «В». Ну а дети в свою очередь подарили им свои книги.
От муниципального округа «Ярославский» Анна Игоревна Николаева была отмечена благодарностью «за личный вклад в дело гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, организацию и проведение мероприятий, направленных на формирование у молодёжи высокой социальной активности, патриотизма, чувства гражданской ответственности и верности своему Отечеству».
Патриотизм - это любовь к своей Родине, незыблемая ценность, которую надо воспитывать с самых ранних лет в семье, в школе, в обществе. А что может быть важнее для нашего будущего?
Мы знаем немало биографий выдающихся, великих людей. Но мы порой забываем, что история нашей страны – это история миллионов простых людей. Изучая родословную своей семьи, мы понимаем, что родословная – это история нашей Родины,, торжественная и величественная радостная и печальная.
Собрать бы воедино все семейные легенды, предания, мифы, сказания, все родовые сказки, которые есть в каждой семье, отшлифовать бы их, освобождая от застарелых обид, эмоций, сведения счетов и выяснений отношений, отшелушить земное, бережно сохраняя вечное — и увидеть за историями простых людей историю страны…