Папки-передвижки

Проект «История, культура и быт казачества» в подготовительной комбинированной к школе группе

Качанова
Проект «История, культура и быт казачества» в подготовительной комбинированной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»_ общеразвивающего вида

с. Ездочное Чернянского района, Белгородской области»,

Проект в подготовительной комбинированной к школе группе Лучики

«История, культура и быт казачества»

Составили воспитатели:

Качанова Е. Н

Должикова Н,И.

2024-25 учебный год

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли»

Н. Смирнов.

Актуальность.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Изучение традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому Уральских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными

наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

Поселку Новоорску 2018 году исполняется (183) года, но летопись свою поселок ведёт с того времени, когда была заложена Новоорская казачья крепость. То есть у истоков стояли казаки. Возникает вопрос: знают ли наши дети кто такие казаки, историю и культуру уральского казачества?

Анализ опроса детей показал, что они имеют низкий уровень представлений о быте уральского казачества. Теряется связь поколений, теряются корни. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект на тему: «История, культура и быт казачества».

Название проекта: «История, культура и быт казачества»

Цель проекта: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с историей родного края, историей казачества Новоорского района.

Задачи проекта:

• Формировать представление детей об истории возникновения уральского казачества, обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

• Познакомить с традициями и обычаями уральских казаков.

• Воспитание нравственных, патриотических качеств ребёнка, используя региональный компонент. Воспитание гордости за свой народ, формирование уважения к традициям и обычаям края

Проблемное поле проекта: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

1. Познавательно – исследовательская игровая деятельность.

2 Изучение методической литературы.

3. Конкурсы и викторины,

4. Дидактические развивающие игры, игры-путешествия

5. Подвижные игры

6. Пальчиковые игры

7. Конструирование

8. Продуктивная деятельность

9. Творческая мастерская, изготовление макета «Казачий двор»

В отборе содержания проекта я руководствовалась

следующими принципами:

Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.

Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение богатейшего опыта Уральского казачества, как системы культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.

Принцип природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.

Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.

Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса МДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Белгородчины в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.

При разработке проекта я старалась использовать как можно больше видов казачьего фольклора: подвижных и хороводных игр, обрядовых действий, пословиц, поговорок и т. д., потому что в народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, их быта, культуры, нравственных ценностей, представлений о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Тип проекта: творческо-информационный, коллективный.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие.

Участники проекта: дети подготовительной группы (20 человек, родители, педагоги, социальные партнеры).

Время и сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)

Занятия проводятся 2-3 раз в мясяц по 25-30 мин.

Этапы проекта:

I.Подготовительный этап

1. Сбор и обработка литературы, информации по данной теме.

2. Работа с детьми:

Диагностика с целью выявления уровня

элементарных знаний о родном крае, казаках.

3. Работа с родителями:

Мониторинг с целью выявления династий

семей причастных к казакам, знаний

об истории, быте и культуре Белгородских казаков.

II. Основной этап

Дорожная карта проекта

Образовательные области Формы работы с детьми

Познавательное развитие Беседы: «Белгородский край – мой край», «Символы Белгородской области» (герб, флаг, «Оскол – река», «Казачья семья», «Казачий костюм».

Показ презентации «Жизнь и традиции донских казаков».

Речевое развитие Рассматривание альбомов: «Жизнь и труд казаков», «Традиции донского казачества», «Дон, земля донская, донские казаки».

Чтение художественной литературы:. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». М. А. Шолохов «Нахалёнок», «Жеребенок».

Разучивание считалок к казачьим подвижным играм.

Рассказ о празднике Покров, народных приметах, связанных с

ним, о традициях.

Разучивание русских и казачьих пословиц и поговорок.

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у казака»

Дидактические игры: «Одень казака и казачку». «Отгадай загадку, получи отгадку», «Эволюция вещей», «Что сначала,

потом».

Настольно – печатные игры: «Составь узор», «Украсим костюм».

Художественно-эстетическое развитие Аппликация: «Казачий курень», «Донские просторы».

Рисование: «Казачок с казачкой».

Лепка: «Конь верный друг казака».

Раскрашивание раскрасок «Донское казачество»

Слушание музыкальных произведений: казачьих песен

«При лужку», «Скакал казак».

Пение: А. Софронова «Казачья круговая»

Хороводные игры: «Заплетайся плетень», «Платочек», «Казачья».

Досуги, развлечения: «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать», «Игры донских казачат».

Физическое развитие Подвижные игры: «Всадники», «Голубая лента», «Салки»,

«Жмурки», «Игра в шапку», «Заря».

Пальчиковая игра: «Казачья семья».

Месяц, неделя Тема Цель

Сентябрь

05.09.2024 г.

20.09.2024»

30.09.2024 г.

Посвящение в казачата

«Казачьи забавы»

Мастер-класс «Рисунки Ездоченских казачат»

Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.

Познакомить детей с достопримечательностями города.

Расширять знания о своей малой Родине.

Октябрь

24.10.2024 г.

28.10.2024г

«Казачьи традиции»

«Казак без коня как солдат без ружья»

Задачи: Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.

Ноябрь

Казачий национальный костюм

Познакомить детей с казачьим костюмом, углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, о

названиях разных её частей. Развивать интерес у детей к национальным

костюмам, орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

Познакомить детей с символикой орнамента, раскрыть специфику тканого орнамента, развивать познавательный интерес.

Декабрь

04.12.2024

11.12.2024г

«Атрибуты казака»

«Казаки – предки наши»

Мастер класс по изготовлению деревянных шашек –символа мужества и чести.

Познакомить с обрядами и традициями казаков. Изучить, расширить знания детей об истории, быте, традициях казаков.

.

Январь

15.01.1025г

Рождество Христово

Цель: раскрывать смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека. Учить детей соблюдать

народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков. Задачи :воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом,любовь к ближнему,создание позитивного настроения.

Февраль

3 неделя

4 неделя

Праздник 23 февраля

Ой, да Масленица!

Продолжать знакомить детей с различными видами исторических

промыслов и ремесел казаков, развивать познавательный интерес.

.

Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями

времен года. Учить детей соблюдать

народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Март

1 неделя

2 неделя

С нами чудо из чудес – благовещенье с небес

Весенние птички

Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Апрель

1 неделя

Бабушкина кукла

,

Учить мастерить куклу из лоскутков, поощрять детское творчество, инициативу.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Пасха, Красная горка

Праздничная открытка к Пасхе познакомить с традициями и укладом семейной жизни.

Познакомить детей с главным праздником православных христиан, традициями, обрядами.

Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию; умение соотносить

пропорции, вырезывать силуэт из бумаги, поощрять детское творчество,

инициативу, использование способов, усвоенных ранее.

Май

1 неделя

2 неделя

Казаки на работе

Без прошлого нет настоящего

Учить придумывать сюжет рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем плане; развивать изображение.

Беседа о прошлом и настоящем Белгородского края.

План работы с родителями

Октябрь Консультация «Без прошедшего нет будущего»

Ноябрь Консультация «Всё о национальном казачьем костюме»

Декабрь Предложить родителям изготовить вместе с детьми украшения для новогодней елки

Январь Ширма «Мы казачата»

Февраль Подготовка к празднованию Масленицы

Март Предложить родителям выучить вместе с детьми пословицы, поговорки

Предполагаемые результаты проекта :

• Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы само рефлексии;

• Изучить историю развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками;

• Воспитать чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;

• Воспитать гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.

• Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества и создать мини-музей.

• Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент).

Использованная литература.

1. Н. В. Корчаловская, Н. Ш. Лебедева, И. П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.

2. Т. И. Агуреева: Казачий костюм: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.

3. М. П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.

4. Т. В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.

5. Н. В. Елжова: История Донского края. Волгодонск 2006г.

6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. ,перераб. и доп.

СПб. :Детство-Пресс, 1999г.

7. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. Ростов н/Д. : «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.

8. Интернет – ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent

https://www.maam.ru/detskijsad/-kon-vernyi-drug-kazaka.html;

http://pesenok.ru/1/Andrey-Sokolov-hor/tekst-pesni-Kazachya-krugovaya;

https://урок. рф/library/kartoteka_kazachih_igr_223557.html;

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-folklor-donskogo- kraja.html;

https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-detjam-o-kazakah.html;

https://www.i-igrushki.ru/archive/zhizn-traditsii-i-obychai-kazakov.html

Продукт, полученный в результате проекта:

Для родителей:

- мультимедийная презентация проекта: «Быт, традиции уральских казаков»

Для детей:

- макет «Казачий двор»

- Различные виды развивающих игр, сделанные родителями и детьми.

- Папка «История казачества»»,

- лепбук «Кто такие казаки?».

- центр краеведенья: «Краеведческий уголок»

Для педагогов:

- консультации, мастер-класс

Публикации по теме:

История праздника «25 февраля — Международный день блина» для детей в подготовительной к школе группеИстория праздника «25 февраля — Международный день блина» для детей в подготовительной к школе группе История праздника для детей в подготовительной к школе группе. Согласно легенде, история праздника началась в 1445 году в английском городке.

Фотоотчет о работе объединения «Чувашская история и культура»Фотоотчет о работе объединения «Чувашская история и культура» В основном все запланированные мероприятия в рамках объединения выполнены. Наиболее эффективными были конкурсы: «Сарпике», «Путене», «Ч.

Фотоотчёт о занятии по рисованию углем в подготовительной к школе группе на тему «История про зебру»Фотоотчёт о занятии по рисованию углем в подготовительной к школе группе на тему «История про зебру» Сегодня предлагаю нам с вами поговорим о необычных животных. Причём, из разряда тех, которых мы знаем с самого детства. Это зебра. На.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «История, культура и быт казачества» в подготовительной комбинированной к школе группе
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 14:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «История, культура и быт казачества» в подготовительной комбинированной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Качанова (УИ 2514241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД