Качанова
Проект «История, культура и быт казачества» в подготовительной комбинированной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»_ общеразвивающего вида
с. Ездочное Чернянского района, Белгородской области»,
Проект в подготовительной комбинированной к школе группе Лучики
«История, культура и быт казачества»
Составили воспитатели:
Качанова Е. Н
Должикова Н,И.
2024-25 учебный год
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
Н. Смирнов.
Актуальность.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Изучение традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому Уральских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными
наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.
Поселку Новоорску 2018 году исполняется (183) года, но летопись свою поселок ведёт с того времени, когда была заложена Новоорская казачья крепость. То есть у истоков стояли казаки. Возникает вопрос: знают ли наши дети кто такие казаки, историю и культуру уральского казачества?
Анализ опроса детей показал, что они имеют низкий уровень представлений о быте уральского казачества. Теряется связь поколений, теряются корни. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект на тему: «История, культура и быт казачества».
Название проекта: «История, культура и быт казачества»
Цель проекта: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с историей родного края, историей казачества Новоорского района.
Задачи проекта:
• Формировать представление детей об истории возникновения уральского казачества, обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
• Познакомить с традициями и обычаями уральских казаков.
• Воспитание нравственных, патриотических качеств ребёнка, используя региональный компонент. Воспитание гордости за свой народ, формирование уважения к традициям и обычаям края
Проблемное поле проекта: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
1. Познавательно – исследовательская игровая деятельность.
2 Изучение методической литературы.
3. Конкурсы и викторины,
4. Дидактические развивающие игры, игры-путешествия
5. Подвижные игры
6. Пальчиковые игры
7. Конструирование
8. Продуктивная деятельность
9. Творческая мастерская, изготовление макета «Казачий двор»
В отборе содержания проекта я руководствовалась
следующими принципами:
Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение богатейшего опыта Уральского казачества, как системы культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
Принцип природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса МДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Белгородчины в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.
При разработке проекта я старалась использовать как можно больше видов казачьего фольклора: подвижных и хороводных игр, обрядовых действий, пословиц, поговорок и т. д., потому что в народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, их быта, культуры, нравственных ценностей, представлений о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Тип проекта: творческо-информационный, коллективный.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие.
Участники проекта: дети подготовительной группы (20 человек, родители, педагоги, социальные партнеры).
Время и сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Занятия проводятся 2-3 раз в мясяц по 25-30 мин.
Этапы проекта:
I.Подготовительный этап
1. Сбор и обработка литературы, информации по данной теме.
2. Работа с детьми:
Диагностика с целью выявления уровня
элементарных знаний о родном крае, казаках.
3. Работа с родителями:
Мониторинг с целью выявления династий
семей причастных к казакам, знаний
об истории, быте и культуре Белгородских казаков.
II. Основной этап
Дорожная карта проекта
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Беседы: «Белгородский край – мой край», «Символы Белгородской области» (герб, флаг, «Оскол – река», «Казачья семья», «Казачий костюм».
Показ презентации «Жизнь и традиции донских казаков».
Речевое развитие Рассматривание альбомов: «Жизнь и труд казаков», «Традиции донского казачества», «Дон, земля донская, донские казаки».
Чтение художественной литературы:. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». М. А. Шолохов «Нахалёнок», «Жеребенок».
Разучивание считалок к казачьим подвижным играм.
Рассказ о празднике Покров, народных приметах, связанных с
ним, о традициях.
Разучивание русских и казачьих пословиц и поговорок.
Социально – коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у казака»
Дидактические игры: «Одень казака и казачку». «Отгадай загадку, получи отгадку», «Эволюция вещей», «Что сначала,
потом».
Настольно – печатные игры: «Составь узор», «Украсим костюм».
Художественно-эстетическое развитие Аппликация: «Казачий курень», «Донские просторы».
Рисование: «Казачок с казачкой».
Лепка: «Конь верный друг казака».
Раскрашивание раскрасок «Донское казачество»
Слушание музыкальных произведений: казачьих песен
«При лужку», «Скакал казак».
Пение: А. Софронова «Казачья круговая»
Хороводные игры: «Заплетайся плетень», «Платочек», «Казачья».
Досуги, развлечения: «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать», «Игры донских казачат».
Физическое развитие Подвижные игры: «Всадники», «Голубая лента», «Салки»,
«Жмурки», «Игра в шапку», «Заря».
Пальчиковая игра: «Казачья семья».
Месяц, неделя Тема Цель
Сентябрь
05.09.2024 г.
20.09.2024»
30.09.2024 г.
Посвящение в казачата
«Казачьи забавы»
Мастер-класс «Рисунки Ездоченских казачат»
Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.
Познакомить детей с достопримечательностями города.
Расширять знания о своей малой Родине.
Октябрь
24.10.2024 г.
28.10.2024г
«Казачьи традиции»
«Казак без коня как солдат без ружья»
Задачи: Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
Ноябрь
Казачий национальный костюм
Познакомить детей с казачьим костюмом, углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, о
названиях разных её частей. Развивать интерес у детей к национальным
костюмам, орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
Познакомить детей с символикой орнамента, раскрыть специфику тканого орнамента, развивать познавательный интерес.
Декабрь
04.12.2024
11.12.2024г
«Атрибуты казака»
«Казаки – предки наши»
Мастер класс по изготовлению деревянных шашек –символа мужества и чести.
Познакомить с обрядами и традициями казаков. Изучить, расширить знания детей об истории, быте, традициях казаков.
.
Январь
15.01.1025г
Рождество Христово
Цель: раскрывать смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека. Учить детей соблюдать
народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков. Задачи :воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом,любовь к ближнему,создание позитивного настроения.
Февраль
3 неделя
4 неделя
Праздник 23 февраля
Ой, да Масленица!
Продолжать знакомить детей с различными видами исторических
промыслов и ремесел казаков, развивать познавательный интерес.
.
Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями
времен года. Учить детей соблюдать
народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Март
1 неделя
2 неделя
С нами чудо из чудес – благовещенье с небес
Весенние птички
Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Апрель
1 неделя
Бабушкина кукла
,
Учить мастерить куклу из лоскутков, поощрять детское творчество, инициативу.
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Пасха, Красная горка
Праздничная открытка к Пасхе познакомить с традициями и укладом семейной жизни.
Познакомить детей с главным праздником православных христиан, традициями, обрядами.
Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию; умение соотносить
пропорции, вырезывать силуэт из бумаги, поощрять детское творчество,
инициативу, использование способов, усвоенных ранее.
Май
1 неделя
2 неделя
Казаки на работе
Без прошлого нет настоящего
Учить придумывать сюжет рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем плане; развивать изображение.
Беседа о прошлом и настоящем Белгородского края.
План работы с родителями
Октябрь Консультация «Без прошедшего нет будущего»
Ноябрь Консультация «Всё о национальном казачьем костюме»
Декабрь Предложить родителям изготовить вместе с детьми украшения для новогодней елки
Январь Ширма «Мы казачата»
Февраль Подготовка к празднованию Масленицы
Март Предложить родителям выучить вместе с детьми пословицы, поговорки
Предполагаемые результаты проекта :
• Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы само рефлексии;
• Изучить историю развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками;
• Воспитать чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
• Воспитать гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
• Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества и создать мини-музей.
• Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент).
Использованная литература.
1. Н. В. Корчаловская, Н. Ш. Лебедева, И. П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.
2. Т. И. Агуреева: Казачий костюм: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.
3. М. П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.
4. Т. В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.
5. Н. В. Елжова: История Донского края. Волгодонск 2006г.
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. ,перераб. и доп.
СПб. :Детство-Пресс, 1999г.
7. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. Ростов н/Д. : «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.
8. Интернет – ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent
https://www.maam.ru/detskijsad/-kon-vernyi-drug-kazaka.html;
http://pesenok.ru/1/Andrey-Sokolov-hor/tekst-pesni-Kazachya-krugovaya;
https://урок. рф/library/kartoteka_kazachih_igr_223557.html;
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-folklor-donskogo- kraja.html;
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-detjam-o-kazakah.html;
https://www.i-igrushki.ru/archive/zhizn-traditsii-i-obychai-kazakov.html
Продукт, полученный в результате проекта:
Для родителей:
- мультимедийная презентация проекта: «Быт, традиции уральских казаков»
Для детей:
- макет «Казачий двор»
- Различные виды развивающих игр, сделанные родителями и детьми.
- Папка «История казачества»»,
- лепбук «Кто такие казаки?».
- центр краеведенья: «Краеведческий уголок»
Для педагогов:
- консультации, мастер-класс