Татьяна Москвинова
«История города Ставрополь». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Дать элементарное представление о том, как начиналось создание Ставрополя о размерах нашей области.
Оборудование: набор открыток Ставрополь.
Предварительная работа: виртуальная экскурсия по городу.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Что люди называют этим словом?
Публикация «„История города Ставрополь“, Конспект занятия» размещена в разделах
Дети: Страну, в которой родились.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: А как называется главный город в нашей стране?
Дети: Москва.
Воспитатель: Как зовут президента нашей Родины?
Воспитатель: Наша страна очень большая. Она делится на области и края. Если взглянуть на карту нашей Родины, то можно увидеть, как в середине ее голубые нити рек текут на юг, пока не достигнут теплых синих морей. Между этими двумя морями привольно раскинулся наш край. Как же называется край, в котором, мы все с вами живем?
Дети: Называется он Ставропольским краем или Страврополье. По имени главного города в крае, или краевого центра.
Воспитатель показывает фотографию древней Крепостной стены.
Воспитатель: Что вы видите на этой фотографии?
Дети: Крепостная стена.
Воспитатель: Зачем была построена Крепостная стена и кем?
Дети: Она построена для защиты от горских племен. Место для этого было выбрано самое высокое. Крепость возвышалась над лесом. Рядом протекали 4 речки: Ташла, Мутнянка, Мамайка, Желобовка, которые снабжали солдат водой.
Воспитатель: В то время в армии служили очень долго и поэтому семьи солдат стали переезжать к ним поближе. Они стали строить дома, разводили огороды и домашних животных, занимались торговлей. Так росла солдатская слободка. Для обеспечения солдат были построены, амбары для хранения провианта и лавки для продажи и обмена товарами с горцами. Это и положило начало города.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Ставрополь так назвали.
Дети: В переводе с греческого языка Ставрополь-это «город креста». Ставропольская крепость стояла на пересечении всех дорог из России на Кавказ, поэтому сюда приезжало много солдат и офицеров. Строились новые большие и маленькие дома, появились улицы, базары. На них приезжало много купцов и покупателей. Весной и осенью стали проводить ярмарки.
Воспитатель: Что такое ярмарка? (рассказы детей)
Логоритмика «Родные просторы»
Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)
Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны: (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах, (показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят, (бегут «змейкой»,взявшись за руки)
А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (покачиваются из стороны в сторону)
Юг России, но и здесь есть мерзлота, (изображают, как им холодно)
Что не тает никогда. (показывают указательным пальцем отрицание)
Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)
Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)
Только тут пирамиды гор встают, (руки вверху соединяют)
И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут. (изображают разных животных)
И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Ставрополье, край лучистый, (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню. (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)
Воспитатель: А что ещё послужило развитию города?
Дети: На реках построили мукомольные водяные мельницы, мыловаренные, кожевенные и кирпичные заводы. Стали строить каменные и кирпичные дома.
Дети: Война с горцами продолжалась, и в городе построили генеральный штаб армии, а для раненых солдат - госпиталь. Появилось училище, чтобы учить детей. Был открыт парк для гуляний. Появился красивый бульвар со скульптурными украшениями, фонтанами, улица К. Маркса, пр. Окт. Революции.
Воспитатель с детьми подходит к выставке рассматривают старые фото.
Словесная игра с мячом «Назови ласково»
Воспитатель бросает мяч детям, они называют существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросают мяч обратно.
Дом – домик. Двор – дворик. Улица – улочка. Мост – мостик. Сквер – скверик. Город – городок. Дорога – дорожка. Газон – газончик.
Воспитатель: На въезде в город была построена арка, которая как бы обозначала ворота на Кавказ
Воспитатель: Где она находится, и как называется (ответы детей)
Воспитатель: С тех пор Тифлисские ворота, или Триумфальная арка, стали символом нашего города.
Воспитатель: Ребята приготовили стихи о Родине и сейчас их прочтут.
1. Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги, натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
2. Родина моя - бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Всё напоминает нам о самом важном
Только здесь родимая земля!
3. Мне на тебя не наглядеться,
Заветный с детства уголок,
Любовь к земле родится в сердце
И расцветает как цветок.
Воспитатель: А что вы хотели бы сделать для своего края, чтобы он стал краше, лучше?
Дети: Я хотела бы посадить много елочек. Они зеленые и пушистые.
Дети: Что бы дома стали красивыми, я их покрасил бы в желтый, голубой и белый цвет.
Дети: Будет очень красиво, если мы посадим много-много цветов.
Воспитатель: Да, это действительно украсило бы наше село.
Ребята, представьте, что лист это клумба, а краски это цветы.
(Дети садятся за столы и рисуют цветы методом тычка.)
Воспитатель: Готово? Выходите, покажите свои рисунки.
Как много цветов! Да, цветы получились яркие, красивые.
Они будут радовать всех вокруг, делать улицы и парки нарядными.
Итог: Не забывайте, что Родину нужно не только любить, но еще и беречь, а в трудную минуту и защищать.
Обобщающая беседа по вопросам.
-О чём мы сегодня говорили’?
-Что нового узнали?
-Что вам понравилось?