МААМ-картинки

Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов

Хапаева Лариса Борисовна
Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов

«Использование занимательного математического материала

как средства развития представлений о форме предметов»

Сначала мне хотелось бы коротко остановиться на актуальности данного на-правления работы с детьми.

Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию их когнитивной сферы.

Публикация «Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов» размещена в разделах

Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это труд умственный, сложный и интересный.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина, Л. С. Георгиева, А. М. Леушиной, А. И. Маркушевич, Е. В. Проскура, Д. Б. Эльконина и др.) ученые объективно доказывают, что одним из мощных факторов интеллектуального развития ребенка, формирования его интеллектуально-познавательных, мыслительных и творческих способностей являются занятия математикой.

Вместе с тем, анализ практики работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений свидетельствует о том, что развивающее влияние содержания специально организованной деятельности в форме занятий не всегда умело и рационально реализуется в реальной работе с детьми. Причинами этого является:

ориентация педагогов лишь на сообщение детям знаний, информации математического содержания;

использование традиционных методов и приемов работы с детьми;

низкий удельный вес проблемно-игровых технологий.

Опираясь на осуществленный нами анализ психолого-педагогических исследований, касающихся развития мыслительной субъектности детей дошкольного возраста, одним из оптимальных средств, используемых в рамках реализации проблемно-игровой технологии логико-математического развития дошкольников, мы рассматриваем занимательный материал математического содержания.

В связи с чем, нами были определены цель и задачи нашего эксперимен-тального исследования.

Первым этапом нашей экспериментальной деятельности явился отбор методик, ориентированных на изучение уровня развития представлений о форме предметов у детей. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой.

В ходе реализации экспериментального исследования мы получили следующие результаты:

Анализ полученных данных позволил констатировать следующее:

1.

Большинство детей контрольной группы (56% - 6 чел.) и экспериментальной группы (60% - 6 чел.) имеют средний уровень развития представлений о форме предметов. Они способны сразу принимать условия заданий и стремятся к их выполнению, проявляя при этом большую заинтересованность в результатах своей деятельности. Вместе с тем, данные дети не могут самостоятельно найти адекватный способ выполнения задания, часто обращаются за помощью к взрослому, затрудняются в построении последовательных умозаключений и испытывают сложности в установлении связи событий. При решении проблемной задачи данные дети пользуются как осмысленные способы решения задачи, так и действиями путем «проб и ошибок».

2.

20% детей контрольной группы и экспериментальной группы (по 2 чел.) имеют достаточно высокий уровень развития представлений о форме пред-метов. Они самостоятельно выполняют задания, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки.

3.

Низкий уровень развития представлений о форме предметов составляет 24% в контрольной группе и 20% в экспериментальной группе (по 2 чел.). Данные дети не руководствуются в своих действиях инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить, не готовы к сотрудничеству с взрослым.

Вторым этапом нашей экспериментальной деятельности стал формирующий эксперимент, в русле реализации задач которого нами была разработана программа, ориентированная на развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по реализации программы включала в себя три взаимосвязанных бло-ка:

работа с детьми;

обогащение предметно-развивающей среды;

работа с родителями.

Разработанная нами программа представляет собой систему из логических за-дач и упражнений в виде игр. Главным ее компонентом является осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

В своей работе с детьми в ходе использования логических задач и упражнений, с целью руководства поисковой деятельностью дошкольников мы пользовались различными приемами, способствующими воспитанию у них положительного отношения к длительному настойчивому поиску, но в то же время быстроты реакции, отказа от выработанного пути поисков. Интерес детей поддерживался желанием достичь успеха.

Постепенно, в работе с детьми мы усложняли характер задач на преобразова-ние фигур. Решались они путем сочетания практических и мысленных проб или только в плане умственного действия - в уме, с обоснованием, выражением в речи хода решения.

Для развития представлений детей о форме предметов мы использовали набор геометрических фигур «Танграм», разнообразные головоломки, такие как Архимедова головоломка, волшебный круг, вьетнамская головоломка, головоломка Пифагор и др.

В целях успешной реализации разработанной программы нами была оптимизирована предметно-развивающая среда в группе – создан центр занимательной математики. В центре мы поместили логические игры, разработанные А. А. Столяром, различные головоломки, настольно-печатные игры, дидактические игры и упражнения, а также игры «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Пентарадуга», «Танграм», логические блоки Дьенеша, развивающий квадрат Воскобовича.

Элементы занимательного характера вводились нами также в специально организованную деятельность в форме занятий по математике. Это способствовало проявлению интереса у дошкольников, они с удовольствием включались в поиск решений.

Образовательный процесс строился с учетом следующих принципов:

отсутствие принуждения;

развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

поддержка игровой атмосферы и реальных чувств детей;

взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

переход от простейших форм и способов осуществления игровой деятельно-сти к сложным.

В ходе реализации разработанной программы работа с родителями была вы-строена в двух направлениях:

повышение уровня педагогической компетентности родителей;

привлечение родителей к работе в рамках реализации разработанной программы.

Нами использовались разнообразные формы взаимодействия с родителями как традиционные (информационные стенды в родительских уголках, индивидуальные беседы, групповые консультации, родительские собрания, так и нетрадиционные (совместные досуги, дискуссионный клуб, организация мини-библиотеки, показ организованной образовательной деятельности в форме за-нятий).

В целях изучения эффективности реализации разработанной программы нами была проведена повторная диагностика уровня развития представлений о форме предметов. Полученные нами результаты отражены в диаграмме и свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы:

• увеличилось количество детей с высоким уровнем развития представлений о форме предметов - 40% (4 чел., отсутствуют дети с низким уровнем изучаемого показателя;

• изменились качественные особенности действий детей в процессе выполнения заданий, о чем свидетельствует их умение вести поиск решения путем представляе-мых, а не практических проб. Мысленные пробы при этом заключаются в выдвижении предположения, мысленном «ходе» в решении задачи, мысленной проверке правильности хода.

Таким образом, наше экспериментальное исследование подтверждает возмож-ность и необходимость использования занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

По итогами работы в данном направлении была опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Педагогика и психология развития современного детства».

Перспективы своей работы я вижу в разработке системы проблемно-игровых технологий, направленных на развитие когнитивной сферы детей в процессе формирования элементарных математических представлений.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-2_4cc94.ppt | 7150,5 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Использование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представленийИспользование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представлений Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 18:36
+69Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов» (включая файлы) размещена пользователем Хапаева Лариса Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД