Елена Проценко
Использование элементов геокешинга для формирования пространственных представлений воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементов геокешинга для формирования пространственных представлений воспитанников старшей группы».
Проценко Елена Владиславовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 141» г. Дзержинск
Геокешинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Но правила игры надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится:
1. Найти тайник.
Публикация «Использование элементов геокешинга для формирования пространственных представлений воспитанников старшей группы» размещена в разделах
2. Забрать из тайника понравившийся предмет.
3. В тайник положить предмет, взамен взятого.
4. Рассказать о своей находке.
Для успешной игры важно:
- Действовать в команде.
- Не отклоняться от маршрута.
- Клад является общей находкой.
- Не забыть отметить клад на карте.
- Соблюдать инструкции.
Кладом называют предмет, положенный в контейнер.
Затем его прячут в интересном месте: например, в памятнике, озере, лесу.
Для игры важна карта. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Для дошкольников способы поиска клада: это поиск по загадкам, по приметам, по схеме.
Образовательный геокешинг, как современная практика, является универсальным педагогическим инструментом, который позволяет проводить обучение детей в виде игры, делает обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Также эта игровая технология позволяет решать одну из самых актуальных проблем - развитие таких личностных качеств дошкольников как самостоятельность, любознательность - поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников.
На первом этапе нашей работы мы знакомились с понятием «план» и последовательностью его изображения.
Мы начали играть с планами со средней группы в рамках занятий по математике. Сначала создавали игрушечную комнату, расставляли мебель, рассматривали ее сверху, отмечали, какой формы тот или иной предмет. Дети предлагали свои варианты расстановки мебели.
Потом изображали план этой игрушечной комнаты. Предлагалось несколько планов, и надо было выбрать, какой подходит к данной комнате. Или расставить мебель так, как на плане. Таким образом, дети стали понимать, что сверху мебель выглядит как квадрат или прямоугольник и т. д.
Затем мы стали рассматривать группу, сделали вывод: в каждом помещении есть стены, окна и двери. Изображать план надо именно с них. В нарисованный периметр помещали мебель, используя условные обозначения – прямоугольники, квадраты и цвет. Обращала внимание детей на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.
Рассматривая и изображая план, дети учатся ориентироваться на листе. Они рассказывают, где что находится, используя понятия «левый верхний угол, правый нижний» и т. д.
Второй этап это поиск клада по плану.
Составив план, играли с ним в игру «Найди игрушку». Я прятала, отмечала на плане место, дети искали.
Так же мы рассматривали и изображали план прогулочного участка, а потом прятали и искали игрушки.
Причем, дети начали сами прятать и обозначать место на плане.
Полученные навыки чтения планов мы использовали для развлечения «Поиск клада», где задействовали план спортивного участка и план прогулочного участка.
На третьем этапе мы добавили игры с объемными макетами.
Продолжая осваивать территорию всех участков детского сада, играли с макетом детского сада в игры «Куда идет матрешка», «Навигатор», где дети объясняли, как пройти к тому или иному объекту.
После экскурсии по улице Галкина, мы рассматривали макет ближайшего микрорайона и играли с ним в разные игры («Проводите меня домой», «Как пройти в школу (библиотеку, школу искусств., дети рассказывали, куда идет их герой и что видит слева и справа.
Также мы продолжили осваивать новые помещения – нарисовали план спортивного зала и играли в игру «Найди игрушку» - воспитатель и дети по очереди прячут «клад» и отмечают его место на плане.
Освоив план спортивного зала, отправились на «Поиск сокровищ». Каждый искал свой клад (по отмеченному на плане крестику, на место клада надо было положить свой.
Продолжили осваивать свою группу. Рассматривали, что находится слева, справа, впереди, сзади. Сначала дети «читали» вместе со мной план на доске,
затем изображали сами под диктовку сначала периметр помещения, окна, двери, потом основные предметы мебели.
Используя планы группы и спортивного зала, организовала игру – предложила найти «Сундучок сюрпризов» в группе (игра на внимание, там оказался план группы с отмеченным крестиком. Дети поняли, что это за план, нашли место и там план спортивного зала. И уже по нему искали «клад».
Сложнее изображать пространство за пределами его видимой части, на четвертом этапе мы взялись и за это. Обсуждая, где что находится, изображали план всей территории детского сада.
Сходив на экскурсию на соседнюю улицу, мы изобразили в виде плана свой маршрут, отметив здания, дороги, которые видели по дороге.
Естественно, во время всей этой работы, мы проговариваем с детьми слева-справа, верхний левый угол, нижний правый и т. д., что помогает детям освоить ориентировку на листе и в пространстве относительно себя и каких то объектов.
Также один из видов работы с планом – это правильная ориентировка готового плана. Дети, узнав план, располагают его правильно, аргументируя свои действия (слева должно быть большое окно, справа дверь).
По нарисованным планам играем в игру «Навигатор» парами. Один задает цель: откуда и куда он хочет попасть, другой выстраивает маршрут и диктует: иди прямо, поверни налево и т. д.
Используя героя утренника – Василису (в благодарность за спасение от Кощея, приготовила подарок, провели поиск сокровищ в группе и на территории детского сада.
Поиск сокровищ вызывает у детей огромный интерес и эмоции, мотивирует их стараться запомнить направление, быть активнее.
Алгоритм работы над созданием планом:
- осматриваем помещение (открытое пространство) с какой – то точки, например: сидя за столом или сидя на веранде. Дети рассказывают, что находится слева, справа, впереди, сзади, называют форму предметов;
- затем изображаем периметр: стены, окна, двери или границы участка (забор, кусты);
- заполняем периметр объектами: мебель, игровое оборудование.
Детей увлекают игры с планами. Леша Ф., пока был на больничном, нарисовал план комнаты и подключил к игре маму, затем еще и бабушку с дедушкой - играл, изображая пространство их квартиры.
Также детей стали интересовать карты, благодаря нашей работе они понимают, что там изображено, помощь требуется только в прочтении названий улиц.
В перспективе мы планируем работать с картами города и области, а также использовать карту города для игр на ознакомление с достопримечательностями города.