Светлана Ивановна Рябцева
Использование ТРИЗ технологии в обучении младших дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ТРИЗ технологии в обучении младших дошкольников с ОВЗ»
Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации – достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе.
Публикация «Использование ТРИЗ технологии в обучении младших дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
ТРИЗ технология представляет собой уникальный инструментарий развития сильного мышления, позволяет с раннего детства научить ребенка целостно воспринимать мир. У ребенка формируется умение работать по мыслительным моделям, он усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой (речевой и мыслительной) деятельности.
Универсальность ТРИЗ-технологии заключается в том, что она может быть использована при реализации любой общеобразовательной программы, а мы включили данную технологию в нашу Адаптированную образовательную программу для детей с ЗПР.
Использование данных методов и приемов помогает нам выйти на такой уровень, когда мы не увеличиваем объем знаний, не удлиняем время обучения, а учим детей универсальным способам познания окружающей действительности, благодаря которым они самостоятельно познают новое содержание, виды деятельности и способы взаимодействия с окружающим миром.
Младший дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое.
Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого.
В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами.
Свою работу по организации сенсорного опыта детей третьего года жизни мы начали с ознакомления их со свойствами объектов реального мира. Нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с некоторыми именами признаков: цвет, форма, размер, влажность, температура, звук, вкус и т. д.
Для каждого из имен мы ввели соответствующее условное обозначение – значок и изготовили модель имен признаков.
Усвоение детьми имен признаков – первый и основной шаг в освоении детьми универсальных способов познания мира.
Схематическое изображение имен признаков: их восприятие, узнавание и применение развивает все виды мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое…
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.
Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся силой, тембром голоса, но и образность слова.
Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Разработанные в ТРИЗ-технологии алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 – 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Обучение детей составлению сравнений мы начали с трехлетнего возраста. Упражнения проводились не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
• воспитатель называет какой-либо объект;
• обозначает его признак;
• определяет значение этого признака;
• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
ПРИМЕР:
цыпленок (объект №1);
по цвету (признак);
желтый (значение признака);
такой же желтый (значение признака)
по цвету (признак,
как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная педагогом таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.
ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».
Далее педагог предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка).
Продолжая упражнять в создании сравнений, с января месяца, мы приступили к обучению детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Мы на данном этапе используем первую модель «Царица Загадка». Выглядит она таким образом.
Модель 1
Какой? Что бывает таким же?
Педагог вывешивает данную табличку с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Например: Для составления загадки выбран объект (каша). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какая каша? – Полезная
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
Еще, какая каша? – Волшебная (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
Какая она на вкус? - Вкусная (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Загадку дети могут загадать взрослым (младшему воспитателю, муз. руководителю, родителям).
Итоговая загадка про кашу: «Полезная, но не морковка; волшебная, но не палочка; вкусная, но не конфета».
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
К этой работе мы подключили родителей. И к концу учебного года у нас получилось два альбома загадок: составленные в группе и альбом семейных загадок.
Загадок много есть на белом свете.
Отгадывают их и взрослые и дети.
А мы решили знанья расширять
И загадки будем составлять!
Чтоб загадки сочинять,
Нам сравненья надо знать.
Признаки сначала изучали
И символами их обозначали!
Сравнивая разные предметы,
Находим на загадки мы ответы.
И родителей мы этим заразили –
Вон загадок сколько сочинили!
Любим мы загадки составлять,
Взрослых думать вынуждать…
С загадками альбомы есть у нас,
Отгадывай, коль скучен будет час!