Ирина Костоусова
Использование тематических комплектов по декоративно-прикладному искусству в самостоятельной детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование тематических комплектов по декоративно-прикладному искусству в самостоятельной детской деятельности».
Детям нужно предлагать такие увлекательные дела,
к которым они могут приступить не когда-нибудь, а
сейчас же; и первые шаги, предпринятые в
осуществлении этих дел, должны приводить их не к
первым горьким неудачам, а к первым успехам.
Ш. А. Амонашвили
Публикация «Использование тематических комплектов по декоративно-прикладному искусству в самостоятельной детской деятельности» размещена в разделах
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Россия богата народным декоративным промыслом. Это городецкая, хохломская, полхов-майданская, гжельская росписи, дымковские и филимоновские игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир.
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Итак, тема моего опыта работы : «Использование тематических комплектов по декоративно-прикладному искусству в самостоятельной детской деятельности».
Всем известно, что педагогу в работе всегда помогают различные пособия, игры, демонстрационный и раздаточный материал. И чем его больше, и он разнообразнее, тем легче организовать занятие или самостоятельную детскую деятельность. И как же легко работать, когда все пособия, игры, материалы всегда под рукой!
Предлагаю Вашему вниманию тематические комплекты для ознакомления старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
Тематический комплект – новейший способ организации самостоятельной детской деятельности. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности.
Мною были созданы тематические комплекты :
• "Тематический альбом по декоративно-прикладному искусству" содержит элементы росписей: «Хохломская», «Гжель», «Дымковская», «Филимоновская», «Городецкая»;
• "Художественные промыслы России",
• "Русская матрёшка",
• "Подбери заплатку",
• "Мотивы народного творчества",
• "Укрась платок узором",
• "Изба",
• "Народная роспись" и "Чудо узоры".
Все выше перечисленные комплекты были созданы с целью дать детям представления о декоративно-прикладном искусстве, показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства.
Все тематические комплекты ярко оформлены и содержат в себе наглядный игровой материал, который поможет воспитателям дошкольного образования познакомить и рассказать воспитанникам о декоративно-прикладном искусстве.
При изготовлении тематических комплектов были использованы картинки из интернета.
Задачи тематических комплектов :
- познакомить детей с видами росписи: хохломской, гжельской, дымковской, филимоновской, городецкой и жостовской;
- сформировать у воспитанников представления об их особенностях, показать элементы росписей, закрепить основные цвета росписей и их виды;
- пополнять и расширять словарный запас дошкольников посредством художественно-эстетической лексики (орнамент, сюжет, роспись, бордюр, керамика, мазки, сервиз, скульптура и т. д.);
- способствовать развитию познавательного интереса, исследовательской активности детей;
- развивать внимание, память, творчество, воображение, приобщать детей к миру искусства.
Содержание тематических комплектов.
Комплекты включают в себя разнообразные игры для тренировки памяти, внимания, развития логического и образного мышления, а также игры на закрепление знаний эталонов формы и цвета, элементов росписи. В комплект входят игры, помогающие обогащать словарный запас, способствующие развитию навыков устной речи, мышления; игры, способствующие развитию ловкости и моторики.
Тематические комплекты помогают педагогу создавать благоприятные условия для совместной деятельности с детьми, где исключается учебно-дисциплинарная модель образования. Снижается ведущая роль педагога в пользу детской инициативы. Используются разные способы и виды деятельности, играющие в развитии ребенка существенную роль. Использование педагогом тематического комплекта развивает у детей коммуникативные способности (среди которых умение аргументировать позицию, формулировать выводы, а также познавательные (анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять основное и второстепенное). Все это закладывает прочную базу для дальнейшего саморазвития.
Важной особенностью игр комплекта является удобство и простота работы с ними. Содержание открыто и понятно ребенку без взрослого. Качество исполнения карточек позволяет их многократное использование. Разнообразие материала оставляет ребенку возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, сравнивать и т. д.
Игры и задания из комплекта можно рекомендовать родителям детей, которые по какой-либо причине не могут посещать детский сад, для работы дома.
Подводя итог, можно сказать, что практическое применение материалов тематических комплектов по декоративно-прикладному искусству способствует формированию познавательного интереса к истории и культуре нашего народа. Дети учатся замечать и выделять основные средства выразительности изделий народных промыслов, видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.
В результате положительных моментов я столкнулась с некоторыми трудностями в работе:
- не хватает средств на приобретение произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- в некоторых семьях не созданы условия для полноценного развития детей в изобразительной деятельности.
Поэтому в перспективе работы по данному направлению планирую:
- продолжать накапливать материал по народному декоративно-прикладному искусству в виде тематических комплектов и лэпбуков;
- тесное взаимодействие с родителями по вопросам предметно-развивающей среды в семье.