Татьяна Кошина
Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Во время организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста можно часто наблюдать случаи отказа детей от участия в игре. Если ребенка спросишь, почему он не хочет играть вместе со всеми в общей игре, то можно услышать, что это не интересно. Однако опытные воспитатели знают, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые, которые не уверены в себе бояться принять участие в игре. Поэтому необходимо решать проблемы:
- как привлечь детей к театральным играм?
Публикация «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
- как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми?
Важно то, что надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками загонят ребенка в мир страхов и сомнений.
В этой ситуации на помощь ребенку могут придти куклы и театрализованные игры, так как они никого не могут оставить равнодушными.
Психика малыша предназначена для активности, и поэтому нужно использовать специальный метод, который можно использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапия, который основан на процессах сравнение самого ребенка со смелым героем мультика или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, или игрушку то можно этим воспользоваться и рассказать ему, используя игрушку как персонаж, который попадает в страшную историю, или интересное путешествие связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с ней. Если есть у ребенка любимая кукла, или герой мультфильма, то он может быть использован для постановки небольшого спектакля, важно, только, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и страшилище. Этот метод основан на том, что ребенок сравнивает в процессе прослушивания сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует.
В процессе высказывания или демонстрации «страной истории» не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем, естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и он сочувствовал бы основному герою. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно
возрастать, а достигнув максимума, снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, освободиться от страха и неуверенности в себе. Таким образом, главная задача здесь стоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фразу - расслабление. Приведу такой пример. В группе был такой мальчик, звали его Андрюша, уме нравилось произведение Михалкова «Мой щенок». Как только воспитатель доходил до момента, как его «украли, на веревке увели», так раздавался громкий плач, жалко же щенка. по этим причинам в группе не стали больше читать такую грустную сказку, однако мальчик все просил и просил ее прочитать. Он вероятно очень сопереживал этому щенку, и все время думал, что сюжет может повернуться как-то иначе. Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда главному герою что либо угрожает) и развязка (герой побеждает).
метод куклотерапия является наиболее простым в использовании, помогает при рабоье с неуверенными детьми.
Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из неловкой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Например, в средней группе нашего детского сада решили поставить сказку «Колобок», используя для этого деревянные ложки. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, дети стали просить научить их управлять игрушками. Управлять пробовали все дети, кроме Кати, которая с интересом следила за всем происходящим, однако подойти не решалась. Видели, что ей очень хочется взять куклу в руки, но мешает робость, неуверенность в себе.
Сначала попросили Катю принести «персонажей для театра» и раздать их детям. Катя сделала, а после спектакля сама собрала игрушки и вернула их на место. И потом часто постепенно она почувствовала себя участницей спектакля, Вначале несмело, затем все более уверенно исполняла выбранную роль. Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, педагог должен стремится к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством.
Не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, а, главное - это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Мы должны добиваться, чтобы дети придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Знакомство детей с театрализованными играми начинается в 1-й младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Занимаясь с детьми, необходимо вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждая их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуя стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, мы последовательно знакомим детей с различными видами кукольных театров. Для этого используем этюды, обучающие способам управления куклами различных систем.
В средней группе и далее необходимо объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Не уверенные в себе ребятишки чаще всего предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации