юлия соломко
Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников"
Цель: поделиться с педагогами опытом работы с дошкольниками по развитию связной речи с использованием тактильных дощечек.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;
Публикация «Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
Использование «тактильных дощечек» для развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В своей работе с детьми по развитию речи я использую один из приёмов мнемотехники как тактильные дощечки. Кто-то скажет что это прошлый век, сейчас век компьютеров, планшетов и тд. Но я не соглашусь. Давайте вспомним с чего ребенок начинает познавать окружающий мир? С прикосновений. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.
Целью работы с тактильными дощечками является развитие тактильной памяти, речи дошкольника, фантазии, развитие умения выражать словами свои ощущения от прикосновений.
Я в прошлый раз показывала и рассказывала о том что дощечки покрываются различными материалами: ткань, бумага, природный материал и тд; которые создают разнообразную поверхность: твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая и тд.
Дощечки должны быть размером с детскую ладошку (это примерно 10-15см, так как в работе должна участвовать вся рука, а не только пальчики.
Работа с дощечками строиться в три этапа:
1. На первом этапе дети знакомились с дощечками и обучались приемам обследования, сравнения поверхностей, находили дощечку по описанию.
Использовались такие приёмы :
* Обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: мягкий, твердый, колючий, гладкий, пушистый.
* Сравнение поверхностей между собой и окружающими предметами.
* Нахождение дощечки по описанию : например, я называла качество, а дети называли материал: мягкая- вата, пух, мех, шероховатый- наждачная бумага, зернышки;
Так же играли с ребятами в такие игры, как «Разложи дощечки по памяти» (детям предлагалось с закрытыми глазами тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки лежащей в ряду. Ребенок запоминал какие они на ощупь и в каком порядке. Затем глаза открывали и ребенок выкладывал дощечки в том же порядке в каком они лежали изначально. (дощечек может быть от 1до10). Так же можно играть в игры: «Найди на ощупь такую же», «Выбери самую мягкую, колючую, гладкую», и тд.
2. На втором этапе мы продолжали развивать тактильные ощущения, развивать внимание, терпение, обогащать словарный запас существительными разного рода и числа, учились согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе и падеже и тд.
На втором этапе дети учились соотносить поверхность дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например: ребенок брал дощечку с мехом. С закрытыми глазами ощупывал её. Я спрашивала: что напоминает тебе эта дощечка? Дети отвечали: кошку, шубу, … Или: фланель на кого похожа на бабушку, почему?- она такая же теплая и добрая. Или просила найти саму ю добрую или злую дощечку, а кто у нас может быть добрым или злым. Или предлагала найти дощечку похожую на холодный дождь- дощечка с целлофаном и тд.
3. Цель третьего этапа: совершенствовать все виды памяти, стимулировать внимание, развивать фантазию, творческое воображение, активизировать речь, учились составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы.
Например: Жила была кошечка (дощечка с мехом) пушистая и мягкая, как подушечка (дощечка с ватой). Лапки у нее были нежные (дощечка с бархатом, коготочки длинные и острые (дощечка колючая-липучка). Бежала она по дорожке (дощечка с жесткой ниткой, по шероховатой тропинке (дощечка с рисом, через колючие кусты (дощечка с металлической мочалкой). Кошечка испачкала свою шерсть (дощечка с паклей) и заплакала (дощечка с капельками воск или клея).
Можно придумать продолжение истории, послушать разные варианты.
Работу с тактильными можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам 5-6 человек. Если брать больше детей, то контроль за правильностью выполнения.