Елена Прохорова
Использование сюжетных панно в игровой деятельности
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ПАННО В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема: «Солнышко пришло, весну принесло».
Цель: Закреплять математические представления о счете, об ориентировке. Уточнить полученные знания по ознакомлению с окружающим и ОБЖ: о сезонных изменениях в природе весной; о жизни домашних и диких животных; о видах транспорта; об элементарных правилах дорожного движения.
Развивать речь детей, умение употреблять существительные с предлогами (в, на, под, над). Развивать умение классифицировать и обобщать.
Воспитывать интерес к художественному слову, любовь к природе.
Публикация «Использование сюжетных панно в игровой деятельности» размещена в разделах
Коррекционные цели: Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Материал: Кукла – «Солнышко»; «Золотой клубочек»; «Солнечная карусель» из зонтика; Сюжетные панно: «Деревенский дворик» - «Город», «Зимний лес», «Весна в лесу». Музыкальное сопровождение: песня «Весна» из серии «Музыкальные обучалочки» (пальчиковые игры) Е. Железновой; песня «Ветер перемен» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!». Шоколадки – сюрпризы.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Дети, какие вы знаете времена года? (ответы детей).
- Какое сейчас время года? (весна).
- Почему вы думаете, что сейчас весна, какие признаки весны вы знаете? (ответы детей)
Тает снег, бегут ручьи,
Возвращаются грачи,
Первый лист и первый гром.
Хорошо, свежо кругом.
- Давайте споем песенку о весне!
(Дети исполняют песню «Весна» с пальчиковой гимнастикой из серии «Музыкальные обучалочки» Е. Железновой).
«Весна»
(Пальцы правой руки сложены щепоткой, пальцы левой руки выпрямлены).
Стучат все громче дятлы, (стучим пальцами пр. р. по ладони л. р.)
Синички стали петь. (покачиваем кистью пр. руки)
Встает пораньше солнце, (ладони обеих рук сомкнуты, поднимая
И землю стало греть. (2р.) руки вверх, раскрываем ладони, боковые
части остаются прижатыми, пальцы
растопырены)
Бегут ручьи под горку, (правой рукой выполняем волнообразные
движения сверху вниз)
Растаял весь снежок, (раздвинуть руки в стороны, показывая
ладошки)
А из-под старой травки
Уже глядит цветок. (2р.) (кисти рук и локти прижаты друг к другу,
ладони сжаты, пальцы округлены.
Постепенно разводим пальцы («цветок
открывается»)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (ладони прижаты друг к другу, поднимаем
руки над головой («сами как колокольчики»)
Динь, динь, звенит тихонько,
Динь, динь, пришла весна. (2р.) (пальцы рук собрать в щепотку и слегка
покачивать кистями рук)
(Воспитатель показывает детям куклу – «Солнышко»).
Воспитатель: Как вы хорошо спели песенку о весне, даже Солнышко проснулось, всем вам улыбнулось.
(Далее воспитатель обращается к детям от имени персонажа – Солнышка).
Я – Солнышко ясное,
Солнышко прекрасное.
Я всем несу тепло и свет –
Приятней дела просто нет!
Я всем несу тепло и свет –
Полезней дела просто нет!
- И сегодня я пришло посмотреть всюду ли весна наступила, везде ли все в порядке. Вы мне поможете, ребята? (ответы детей).
- Тогда давайте сначала вдохнем глубоко свежий весенний воздух и вместе со мной посмотрим вокруг…
Гимнастика для глаз и массаж лица:
Солнышко утром вставало,
Солнышко тучки считало.
Посмотрело вверх – вниз, вверх – вниз.
Вправо – влево, вправо – влево.
Глазками поморгало
И закрыло глазки…
…. (дети открывают глаза)
Личико солнце согрело, (поглаживающие движения ладошками
Потеплело, потеплело. от середины лба и от носа к ушам)
Наши ручки потянулись.
Наши губки улыбнулись.
- Куда же нам отправиться? Может быть нам поможет клубочек из моего золотого лучика! Мой клубочек не простой, мой клубочек золотой. Он нам укажет, куда пойти.
Ты беги, беги, клубочек,
Мимо пней и мимо кочек,
Покажи дорожку
К заветному порожку.
(Воспитатель направляет клубочек к сюжетному панно «Деревенский дворик»).
- Давайте посмотрим, куда клубочек покатился!
(Дети проходят к сюжетному панно, садятся на стульчики).
- Узнаю, узнаю! Это «Деревенский дворик»! Посмотрите, ребята, наступила ли здесь весна? (ответы детей). Как вы догадались? (солнышко светит, скворец прилетел, листики на деревьях и кустах распустились, бабочка летает).
Игра «Где живет солнышко?»
Вопросы воспитателя:
- Что находится в правом верхнем углу? (облачко)
- Где живет солнышко? (в левом верхнем углу)
- В каком углу озеро? (в правом нижнем углу)
- Где сидит скворец? (в скворечнике)
- А где находится скворечник? (на дереве)
- Где стоит скамейка? (под деревом)
- Где летает бабочка? (над кустом)
- Какой замечательный деревенский дворик! Про него целую сказку можно придумать.
Игра – сказка «Кто в дворике живет?»
В деревенском домике
С крылечком и трубой
Живут дед и баба
Дружною семьей.
Баба (ребенок): Я бабушка Анюта,
По дому хлопочу,
Без дела ни минуты
Сидеть я не хочу. (прикрепляет на панно – на лавочку, изображение бабки)
Дед (ребенок): Какой же дом без мужика?
Нужна здесь крепкая рука:
Собачью будку сколотить,
В сарае крышу починить. (прикрепляет на панно – на лавочку, изображение деда).
Воспитатель: Двор большой у бабы с дедом.
Рядом с домом хлев стоит.
Иногда на ранней зорьке
Слышно, кто-то в нем мычит.
- Кто же это? (корова)
(Воспитатель помещает на панно изображение коровы).
- Какую пользу приносит людям корова? (молоко дает,)
Есть у них … (воспитатель показывает изображение собаки)
и пес Барбос –
На него особый спрос… (дети называют пользу собаки)
Сторож в доме нужен очень
Светлым днем и темной ночью.
(Воспитатель помещает изображение собаки на панно, дети подсказывают, что собаку нужно поселить в будке).
И конечно, … (воспитатель показывает изображение кота)
кот Матрос –
У него усы и хвост.
В шубке серенькой приличной
Ловит он … мышей отлично.
- Кто еще живет у бабы с дедом?
(Дети называют животных. Тот, кто назвал, прикрепляет изображение на панно и рассказывает какую пользу это животное приносит человеку).
- Как одним словом назвать этих животных? (домашние).
- А баба с дедом, посмотрите,
Не сидят без толку,
Во дворе хлопочут бойко.
Корм дают корове Зорьке …
- Чем угощают корову Зорьку? (сеном)
(Воспитатель показывает картинку с изображением сена).
Кушай, зорька, на здоровье!
Будет молоко коровье!
Песика не забывают
И кота не обижают.
Косточки …. (кому) Барбосику!
Рыбки … (для кого) для Матросика!
Игра «Кому что?» (Воспитатель показывает картинки, дети называют, кто что ест).
- Хорошо, вижу, что в деревенском дворике все в порядке. Надо посмотреть, что сейчас происходит в городе.
Игра «Чем отличается город от деревни?» (Дети называют, воспитатель меняет на панно изображения: высокие дома, асфальтированная дорога, пешеходный переход, по дороге «едут» машины (справа от пешеходного перехода – легковая машина и автобус, слева – фургон, самосвал, грузовик).
- Что это за полосатая дорожка пролегла через дорогу? (пешеходный переход). Для чего он нужен? (ответы детей).
- Отгадайте загадку:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор)
(Один из детей помещает на панно «сигналы светофора» (кружочки красного, желтого и зеленого цвета) и объясняет что они обозначают).
- Назовите машины, которые вы видите справа от светофора. (легковая машина, автобус).
- Как называется этот транспорт? (пассажирский).
- Какие машины вы видите слева от светофора? (фургон, грузовик, самосвал).
- Как называется этот транспорт? (грузовой).
- Как одним словом можно назвать весь транспорт, который вы видите на дороге? (наземный).
- Какой транспорт вы еще знаете? (воздушный, водный, железнодорожный).
(По мере того, как дети называют транспорт, воспитатель помещает на панно изображения самолета, парохода, поезда).
- А теперь, я бы хотело посмотреть, наступила ли весна в лесу. Но лес далеко. Как вы думаете, как нам добраться до леса? (предположения детей).
- А я предлагаю вам отправиться в лес на солнечной карусели. Беритесь за солнечные лучики и мы с вами перенесемся в лес.
(Дети берутся за ленточки и под муз. Сопровождение «Ветер перемен» переходят к панно «Зимний лес»).
- Совсем недавно была зима в лесу, давайте вспомним, каким был зимний лес и посмотрим, всели здесь в порядке?
Игра «Что не так?»
(На картине перепутаны изображения: гриб растет, бабочка летает, жук ползает, медвежонок не спит, заяц спит в берлоге, медведь лежит под кустом, ежик сидит на ветке, а белка под пнем, домашнее животное (кот). Дети находят ошибки и исправляют).
Физминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты в стороны)
Потянулся ото сна, (потягивания, локти в стороны)
«К нам опять пришла весна!» (потянуть руки вверх, посмотреть)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил, (круговые движения головой)
Наклонился взад – вперед (наклоны назад - вперед)
Вот он по лесу идет. (имитация походки медведя)
Ищет мишка корешки (наклоны, правой рукой коснуться
И трухлявые пеньки левой ноги, левой рукой – правой ноги)
В них съедобные личинки (щепоткой из пальцев правой руки
дотрагиваются до ладошки левой руки)
Для медведя витаминки. (показывают ладошки)
Видит, прямо под сосной
Муравейник пребольшой. (разводят руками)
Мишка сунул туда лапы, (имитация движений)
Подождал и облизал:
«Вот так лакомство!» - сказал. (вытягивают правую руку вперед,
показывают большой палец)
Наконец медведь наелся (поглаживают живот)
И на бревнышко уселся. (приседают).
- Почему мишка проснулся? (наступила весна)
(воспитатель показывает картину – панно «Весна в лесу»)
Игра «Что изменилось?» (Дети рассказывают, как изменилась жизнь диких зверей в лесу)
(Воспитатель помещает на панно изображения подснежников – голубых и белых).
И любо мне, и весело
Смотреть по сторонам,
Голубеньким и беленьким
Я радуюсь цветам.
Игра «Подснежники»
- Что это за цветы распустились? (подснежники)
- Сколько подснежников распустилось на полянке? (семь)
- Сколько голубых цветов? (четыре)
- Сколько белых цветов? (три)
- Каких цветов больше, голубых или белых? (голубых)
- На сколько голубых цветов больше, чем белых? (на один)
- Давайте с вами полюбуемся весенней природой. Какое интересное путешествие мы совершили, в разных местах побывали. Спасибо вам, за то, что помогли мне везде порядок навести. А мне пора на небосклон, но я с вами на прощаюсь. Впереди лето, и я буду часто радовать всех вас своим теплом и светом, и хочу подарить вам маленьких «солнечных зайчиков» (шоколадки «медальки», который будут радовать вас и днем и ночью.