Микрюкова Юлия
Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче детям высказывать свои мысли, тем шире их возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. Поэтому, особую актуальность приобретает реализация эффективной системы коррекционной помощи таким детям в преодолении речевых нарушений и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени.
Публикация «Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
В своей работе с детьми применяю проверенные временем методики и технологии, которые направлены на коррекцию всех компонентов речи. Моя основная задача воспитание у детей правильной, четкой, выразительной связной речи. Но для своих детей я хочу быть не просто учителем-логопедом, я хочу быть педагогом, который может встать на позицию ребёнка, понять и почувствовать маленького человека, поддержать слабые ростки будущих начинаний, окунуться в мир детства. Мир глазами ребёнка, какой он? Это мир весёлых игр, нереальных фантазий, безграничного творчества и непринуждённого общения, и именно такого взрослого хочет видеть рядом с собой современный ребёнок. И более особое значение этот принцип приобретает в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, и желание логопеда, и владение коррекционными методиками не дают положительного результата при коррекции речевых недостатков. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути коррекционного воздействия, нетрадиционные методы и приёмы, которые поддерживают у ребёнка познавательную активность, предотвращают утомление, и в целом, повышают эффективность логопедической работы.
Традиционно в своей деятельности активно применяю здоровье сберегающие технологии, артикуляционную, дыхательную, мимическую, пальчиковую и зрительную гимнастики, релаксационные упражнения, массаж и самомассаж, су-джок терапию, а так же биоэнергопластику и кинезиологические упражнения о которых хотелось бы рассказать более подробно.
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Исследования физиологов подтверждают что центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Развивая мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы стимулируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям.
Работа с применением биоэнергопластики имеет следующую структуру:
1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.
2. Далее к артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
3. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяю игровых персонажей, например, Маша из любимого детского мультфильма или Лягушка - весёлая подружка. Интерес к играм у детей повышается, если дети надевают яркие перчатки, кроме того, использую музыкальное сопровождение, стихи, элементы видео.
Для работы с применением метода «Биоэнергопластика» подобрала комплексы упражнений, направленные на постановку звуков разных групп, которые отличаются по сложности в зависимости от возрастных особенностей детей. Элементы биоэнергопластики можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
На сегодняшний день одним из перспективных средств коррекционного воздействия выступают кинезиологические упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, разнотипные требуют более высокого уровня регуляции.
В процессе наблюдения за детьми, я заметила, что у них плохая координация движений и это негативно сказывается на развитии познавательной деятельности. Мне захотелось, чтобы с помощью «простых» движений у детей развивались межполушарные взаимодействия, благодаря которым в организме детей происходят положительные изменения, что способствуют развитию общей и мелкой моторики, психических процессов, всех компонентов речи, снятию напряженности и созданию положительного эмоционального настроя.
Упражнения провожу ежедневно, сначала правой рукой, затем левой рукой, а потом двумя руками вместе. Постепенно увеличивая время работы и их сложность. Провожу их не только во время игр за столом, но и в процессе двигательной деятельности.
В своей работе так же использую и небольшие кинезиологические рассказы и сказки. Для этого составила картотеки упражнений, игр, прописей, сказок и стихотворений.
Для меня кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, так как позволяют эффективно, в игровой форме проводить коррекцию речевых нарушений у моих воспитанников.
Информационно-коммуникационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения. Пандемия вирусной инфекции самым неожиданным образом, поставила передо мной задачу быстрой перестройки учебного процесса, так как я понимала, что любой простой в работе неизбежно приведет к потере сформированных умений и навыков. В результате этого, в моей педагогической копилке появились методы и приёмы с применением компьютерных технологий : имеющиеся методические наработки были переведены в электронный формат, появилось большое количество познавательных презентацией и видеоматериалов по лексическим темам, составлена электронная картотека с артикуляционными и пальчиковыми упражнениями, физминутками и упражнениями с использованием су-джок терапии.
Считаю ИКТ эффективным техническим средством при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребёнка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Тенденцией современности является уменьшение времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разных источников информации (смартфон, ноутбук,компьютер).Нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и сам ребенок.
Какая же книга сможет увлечь ребенка с его «кликовым» мышлением, рекламным восприятием? Передо мной встала проблема поиска. Такая книга нашлась, это книга жанра Виммельбух. Деятельность с этой книгой относится к игровым технологиям, которые стали неотъемлемой частью процесса образования, а умелое их применение делает мои занятия интересными для воспитанников.
Название происходит от немецкого словосочетания Wimmel buch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками».
А название такое дано, потому что на страницах виммельбуха невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим.
От других книг их отличает практически полное отсутствие текста. Иллюстрации в них очень яркие, насыщенные, детализированные. Виммельбух можно разглядывать часами – замечая всё новые и новые детали, фантазируя, придумывая собственные истории, происходящие с героями. «Чтение» таких книг очень приятная деятельность, а так же полноценная работа, которая вносит неоценимый вклад в развитие речи детей.
На первом этапе работы, рассматривая с ребенком книгу, постепенно начинаю вовлекать в ее мир ребенка, знакомлю с героями, предлагаю обсудить и пофантазировать, что делает каждый из них.
На следующем этапе работы у ребенка появляется сильное желание рассказать о том, что он видит, показать, обсудить, а это воздействует, как стимулирующее средство на речевой центр.
Используя виммельбухи на логопедических занятиях, я решаю сразу несколько задач – это автоматизация звуков; обогащение словаря; развитие грамматического строя и связной речи; развитие внимания; совершенствование ориентировки в пространстве и на листе бумаги.
Игры с виммельбухами рекомендую использовать в домашних условиях. Они способствуют совместному времяпрепровождению родителей и детей, вовлечь в чтение таких книг можно всех членов семьи, каждый добавит что-то свое к истории. И это обещает долгие и уютные вечера в кругу семьи.
Таким образом, я сделала вывод, что в процессе использования виммельбухов, как одного из средств развивающих технологий, в коррекционно-образовательном процессе у детей формируется речевая активность, происходит обогащение словарного запаса, развивается умение создавать историй, развивается фантазия, внимание, умение строить логические связи. А, кроме того, в игровой и непринужденной форме в процессе общения прививается любовь к книгам, а это в век электронных технологий очень важно.
Работу по коррекции речевых нарушений у детей веду в тесном контакте с родителями, которые дома закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях. Стараюсь заинтересовать родителей, активно включить их в коррекционно-образовательный процесс. Хочется обрести в лице родителей помощников, союзников. Поэтому о своих педагогических находках, которые оказывают эффективное коррекционное воздействие, сразу рассказываю родителям. Совместно с ними играем в игры, в процессе чего у родителей происходит взаимный обмен мнениями, впечатлениями, повышается понимание сложного процесса и заинтересованность в помощи детям. Считаю технологии взаимодействия с родителями воспитанников одним из эффективных средств в достижении положительного результата коррекционно-развивающего процесса.
Использование в работе разнообразных подходов помогают повысить процесс коррекционной деятельности. Об этом «говорят» результаты систематического логопедического обследования. У детей формируется правильное звукопроизношение, пополняется и расширился словарный запас, формируется грамматический строй речи, фонематические представления и связная речь. В целом уровень развития речи детей имеет положительную динамику. Дети к концу завершения коррекционного обучения достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, легко выделяют звуки в словах, проявляют предпосылки грамотности.
Педагог в наши дни уже не просто исполнитель, а исследователь, который делает мир ребёнка интереснее и увлекательнее, превращает сложную деятельность в живую и творческую, поддерживает заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а главное повышает эффективность коррекционной работы. В свое профессиональной деятельности стараюсь создавать для детей мир добра и света, мир, где с мой помощью дети учатся не только чисто и грамотно говорить, но и дружить творить познавать.