Оксана Копылова
Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ как один из элементов
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ как один из элементов социализации».
Старший воспитатель Копылова О. А.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
В соответствие с ФГОС в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования выделено направление «социально - коммуникативное развитие» реализующее содержание образовательной области «Социализация», которая направлена на усвоение ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, формирование начал гражданственности, любви к своей семье и Родине как основ формирования его самосознания.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .
4. Взаимодействие с родителями.
Значимость такого направления продиктована жизнью. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы самосознания.
В нашем детском саду ведется систематическая, целенаправленная и планомерная работа по формированию у детей нравственно –
патриотических качеств, поскольку их наличие – неотъемлемая часть полноценной гармонично развитой личности является одной из основных задач дошкольного образования.
Я воспитатель разновозрастной группы с изучением башкирского языка. В моей группе воспитываются дети с 4 до 7 лет.
В своей работе я использую региональные программы рекомендации и разработки.
Цель моей работы заключается:
в формировании национального самосознания, социокультурной компетентности;
в развитии творческих способностей детей;
в формировании у детей представлений о многообразии народных культур и положительного отношения к ним;
в создании предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально – культурный опыт народа;
в формировании художественных потребностей и
эстетического вкуса через собственную творческую деятельность;
в интегративном подходе к организованной образовательной деятельности (ОД) на основе народных традиций.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре в группе созданы определенные условия:
Многофункциональные уголки в группе;
Аудиотека с записями народных песен, мелодий, сказок;
Мини – музей народного быта «Башкирская юрта» ;(она же уголок
«Семья»)
Собранны произведения декоративного – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта;
Библиотека произведений устного народного творчества, малых фольклорных жанров, художественной литературы башкирского народа;
Картотека народных игр, народная игрушка, национальная кукла; Реализуемые долгосрочные проекты «Шэжэрэ», «Моя семья»,
«Народные праздники», «Бабушкин сундучок».;
Организация интерактивных выставок и мини – музеев.
Реализация регионального компонента осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.
Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного поселка.
Для каждой возрастной группы, разработала перспективные планы, включающие ОД, совместную деятельность с детьми, самостоятельную деятельность детей.
В специально организованных занятиях происходит знакомство детей с родным краем, включает в себя интеграцию 5 познавательных блоков. (1 блок-«Поселок. Достопримечательности. История; 2-«природа родного края»; 3- «Мир профессий»;4- «культура, отдых, спорт»,5- «Знаменитые люди нашего района»)По каждому блоку разработаны темы ОД, учитываявозрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определены объем и содержание ОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.
При отборе тематики для занятий по ознакомлению с окружающем придерживаюсь следующих правил:
- события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставляю детям возможность совершать маленькие «открытия»;
- стараюсь формировать у детей умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;
Краеведение – неисчерпаемый источник любви к Родине. Необходимо давать детям знания о родной земле: какова природа, люди, история; развивать нравственные чувства – уважительное отношение ко всему окружающему, бережное отношение к природе. Детям младшего дошкольного возраста недоступны понятия о Родине, поэтому начинаю знакомить малышей с ближайшем окружением: семьёй, детским садом,
селом. Прививаю положительное отношение к сверстникам, окружающим взрослым.
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение культуры, духовно – нравственных и эстетических ценностей народной культуры, стараюсь приобщать к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю.
Разработала конспекты организованной деятельности цикла занятий по формированию патриотических чувств и духовности на темы «Народные традиции башкирского народа», «В гостях у бабушки», «Бабушкин сундук»,
Не менее важным аспектом моей работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду. Дети знакомятся с различными способами вышивки, лепят посуду, украшают орнаментом. Во время бесед о родном крае,
рассматриваем с детьми тематические альбомы и иллюстрации, организуем выставки предметов детского творчества. В своей работе я широко использую дидактические, настольные, сюжетно – ролевые,
театрализованные игры.
Работа осуществляется с помощью интегрированных занятий, развлечений, праздников, которые объединяют познавательную, музыкальную, театрализованную деятельность детей.
Бережное отношение к культурным традициям народа также прививает фольклор. С детьми учим попевки, потешки, прибаутки, скороговорки, знакомимся со сказками разных народов. Дети участвуют в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздниках, которые включают в себя различные жанры народного песенного и поэтического
творчества. Всё это создаёт естественную среду для овладения народными традициями, укладом жизни, формирует любовь к малой Родине.
При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука»,
«День Победы – светлый праздник».
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные народные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне района. (районный конкурс «Мир глазами детей»).
Старшие дошкольники начинают осознавать себя как член семьи,
гражданина республики, страны, уже ориентируются во времени, знают, что есть прошлое, настоящее будущее, могут усвоить элементарные
сведения об истории, культуре, экологии и т. д.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В группе имеется юрта, где занимают всевозможные предметы быта
башкирского народа. Здесь дети знакомятся с национальными ремеслами, традициями и с художественным наследием башкир.
В свободном пользовании у детей находятся календари, иллюстрации, альбомы фотографии о поселке, о Башкортостане и России, знаменитые люди с. Раевский, Башкортостана, башкирские народные сказки. На виду расположены изображения гербов, флагов района, Башкортостана – ее дети изучают весь год.
Взаимодействие с родителями.
Важным условием усвоения национальной культуры является взаимодействие детского сада и семьи. Родители нам помогают в создании развивающей среды, участвуют в праздниках, развлечениях, родительских собраниях. Воспитание патриотической ориентированной личности на современном этапе приобретает все большую актуальность. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Хочу поделиться опытом работы создания мини-музея «Наша овечка» Свой мини - музей «Наша овечка» мы расположили в групповой комнате. Он является неотъемлемой частью развивающей среды. В оформлении и сборе экспонатов для нашего музея активное участие принимали дети, родители Сначала дети заразились идеей создания мини – музея, а
впоследствии родители заинтересовались нашей задумкой. Родители вязали и вышивали, рисовали и лепили, создавали аппликации вместе с детьми. Они приложили колоссальные усилия придумывая и осуществляя все новые и новые задумки и идеи. Мы, воспитатели, вместе с детьми, в свободное время делали макеты: «Сельское подворье», «Овечки и барашки пасутся на лужке», «Овечка и пастушок». А так же, рисовали рисунки про Овечек, лепили из пластилина и глины фигурки этих замечательных животных. По вечерам рассматривали иллюстрации, читали рассказы,
сказки, стихи, потешки, придумывали разнообразные истории, составляли рассказы про овечек и барашек. С каждым днем наши знания расширялись, а наш мини – музей пополнялся новыми экспонатами.
В нашем мини – музее «Нашаовечка» представлены коллекции: шерстяной ткани, ниток различных по структуре и цветовой гамме, образцы вязания и вязаных вещей. Собрано множество игрушек и фигурок овечек и барашек, выполненных из различного материала. А так же изготовлено несколько макетов. Для понимания детьми быта башкирского народа служит экспонат: «Бабушка в народном костюме с прялкой».
В мини – музее помогает мне проводить разнообразные формы работы с детьми. Помогает установить контакт ребенка с музейным предметом: ребенок постигает взаимоотношения вещей, обретает способность анализировать. С этой целью были изготовлены игры – лабиринты
«Помоги овечке», «На прием к Айболиту», «Дорожка к стогу».
Таким образом, благодаря сбору и организации мини – музея «Наша овечка», в группе появилась возможность «погружения» детей в новую
для них информативную среду, продуктивного отражения впечатлений и переживаний в совместной творческой деятельности родителей и детей. Что в свою очередь формирует экологически образованную и эстетически воспитанную личность, способствует укреплению сотрудничества
детского сада и семьи.
Наряду с традиционными беседами, экскурсиями, сюжетно - ролевыми играми, в группе оформляем фотовыставки
«Моя семья», «Как я провел лето», «Увлечения моей семьи», «Я мамина (папина) помощница», «Когда я был маленьким». Стало традицией ежегодно проводить выставки работ семейного творчества «Плоды моего древа», «Фруктово – овощные фантазии», «Мой любимый поселок», «Дом в котором я живу» и др.
В дошкольный период детства проходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Самыми близкими людьми для него являются родители и педагоги. Для ребенка очень важны чувства и отношения к чему – либо его родителей. Через призму
отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно – патриотические качества характера.
Активное взаимодействие семьи и педагогов позволяет создать основу для лучших семейных традиций и найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру.
По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал
«Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни башкир, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей родной природы, сборники музыкальных произведений.
По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту.
В заключение хочу отметить, современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».