Щербакова Евгения Алексеевна
Использование развивающего радикала художественно-изобразительной деятельности в работе со старшими дошкольниками с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по организации художественно-изобразительного вида деятельности детей с ОНР, а также практико-ориентированных рекомендаций к организации индивидуально-дифференцированной работы с такими дошкольниками крайне недостаточно. Именно данное обстоятельство явилось побудительным мотивом для углубленного изучения психолого-методических основ данной проблемы и определило тему исследования: «Использование развивающего радикала художественно-изобразительной деятельности в работе со старшими дошкольниками ОНР».
Публикация «Использование развивающего радикала художественно-изобразительной деятельности в работе со старшими дошкольниками с ОНР» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Изучить развивающий радикал художественно-изобразительной деятельности для реализации принципа личностно-ориентированного подхода к обучению старших дошкольников.
После изучения разных программ парциальной в данной предметной области была определена программа «Цветные ладошки», что обусловлено комплексом причин, главные из них:
•предоставлением автором права вносить коррективы в программу, не нарушая её общей концептуальной направленности, но учитывающие специфику детского сада, группы;
•указанием на необходимость и возможность смещения цели деятельности ребенка с её предметных результатов на способы их достижения (что крайне значимо в работе с детьми ОНР);
•первостепенным значением осмыслительной речи в становлении изобразительной деятельности дошкольника.
Мы изучили, что отказ дошкольника с ОНР рисовать, изображать обуславливается комплексом причин. Выделение групп затруднений становления изобразительной деятельности детей с ОНР нами сопоставлены с линиями развития посредством содержания программы И. А. Лыковой.
1. Использование только карандаша и кисти как инструмента изображения резко сужает круг возможностей ребёнка с ОНР реализоваться как развивающаяся личность, обедняет его сенсорный опыт. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорей он перейдёт к более высокому уровню развития мышления - наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
2. Как отмечают авторы здоровьеформирующей педагогики, уже на начальном этапе двигательные функции руки развиваются в единстве с её сенсорными функциями. Именно алгоритм последовательного овладения детьми техникой работы с материалами и инструментами является, на наш взгляд, наиболее ценным методическим инструментарием воспитателя при организации художественно-изобразительной деятельности старших дошкольников с ОНР.
3. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта является центральным, связующим понятием. Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук, формируется постепенно как своего рода основа освоения техники. И. А. Лыкова ведущей художественной способностью старших дошкольников определила способность к восприятию и освоению композиции.
4. На основании проведенных научных исследований с целью развития самостоятельности, произвольной регуляции деятельности мы используем технологические карты И. А. Лыковой по аппликации, лепке, конструированию из природных материалов для создания детьми сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы.
Мне кажется, что я могу поделиться с детьми своими положительными эмоциями, любовью к рукотворному труду. Мне хочется стать для своих подопечных самым близким другом, отдать им свои знания и умения, показать как красив и приветлив окружающий мир. А дети радуют тем, что откликаются на эту деятельность и уже способны проявлять терпение, трудолюбие для того, чтобы порадовать окружающих.