Екатерина Зюликова
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс,
используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь ребенка к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач способов использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его мелкой моторикой рук.
Публикация «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
В детском саду можно использовать самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цели и задачи моей работы :
Цель:формирование у детей художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования; повысить свой профессиональный уровень по данной теме.
Задачи:
изучить литературу по данному вопросу;
познакомить детей с разнообразными техниками рисования;
развивать детское воображение, желание экспериментировать, интерес к творческой деятельности;
привлечь внимание родителей к этому вопросу.
План работы
Для решения поставленных целей и задач я определила следующие этапы своей работы :
Теоретический этап:
Изучение психолого – педагогической и методической литературы по данной теме:
-Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 летhttps://nsportal.ru
-Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»https://gigabaza.ru/doc/142694.html
-И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительныхспособностей дошкольников».https://www.sad26.ru/library
-А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»metodichka_risuem_bez_kistochki.docx
-Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. https://www.sad26.ru/library
-Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа. lykova-ranniy-vozrast_72hca.docx
Практический этап:
Создание предметно-развивающей среды в группе
Использование методов нетрадиционного рисования на занятиях, в свободной деятельности, в игре, виндивидуальной работе с детьми.
Работа с родителями : консультации, родительские собрания.
Фотоотчет о проделанной работе. (Приложение №5)
Применяла такие техники и методы :
Свою работу я начала с создания предметно-окружающей среды в группе. В группе был оформлен творческий уголок, где разместила все атрибуты для рисования : краски, кисти, карандаши, фломастеры, различная бумага и трафареты для рисования,раскраскит. д. Затем приступила к знакомству детей с самой техникой нетрадиционного рисования. Первой я взяла технику рисования пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование ватными палочками, отпечатками листьев. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техникой рисования, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. Мною были составлены конспекты занятий по нетрадиционному рисованию «Листопад», «Первый снег».(Приложение №1)
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовала такие методы как : игровой прием, художественное слово, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки, музыкальное сопровождение.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным чтобы родители активно содействовали творческой деятельности детей. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:
Консультацию:
«Нетрадиционные техники рисования для детей младшего возраста.»(Приложение №2)
Индивидуальные беседы:
Посоветовала родителям использовать нетрадиционные способы изображения начиная с младшего возраста, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рекомендовала родителям рисовать чем угодно : печатать разными предметами, сухими листьями, зубной щеткой, руками, пальцами, ватными палочками, ладошками и т. д. (Приложение№3)
Родительское собрание:
-«Нетрадиционные методы рисования для детей младшего возраста»(Приложение №4)
Заключение
Работая в направлении нетрадиционного рисования, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат очень эффективный и почти не зависит от способностей детей.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию. Большинство детей избавились от страха ошибиться при рисовании. Кроме того, у детей улучшилось цветовосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве. У них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
Перспективы дальнейшей работы :
- Продолжить работу по теме : «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»;
- Изучить новинки методической литературы;
- Продолжить работу по разработке новых техник рисования по данной теме;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников и проведение мастер-классов.