Анастасия Микушева
Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми разновозрастной группы в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Анастасия Микушева
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми разновозрастной группы детского сада.
Мы знаем, что все дети талантливы. Бездарных детей нет, есть нераскрытые дети, только нам, взрослым, необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
Публикация «Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми разновозрастной группы в детском саду» размещена в разделах
Реализация ФГОС в детских садах позволяет использовать разнообразные формы художественного творчества, в том числе и нетрадиционные техники рисования. В нашем детском саду проводятся кружки, на которых используются разнообразные техники нетрадиционного рисования. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Каждый из этих методов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
*способствует снятию детских страхов;
*развивает уверенность в своих силах;
*развивает пространственное мышление;
*учит детей свободно выражать свой замысел;
*побуждает детей к творческим поискам и решениям;
*учит работать с разнообразным материалом;
*развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
*даёт детям возможность получать во время работы эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Выбирая определённую технику, необходимо учитывать возраст, возможности и интересы детей. Опыт моей работы в использовании нетрадиционных техник рисования пока ещё невелик. В своей работе с детьми я уже успела попробовать следующие техники нетрадиционного рисования:
*тычок жёсткой полусухой кистью;
*оттиск печатками из картофеля;
*оттиск поролоном;
*оттиск печатками из ластика;
*восковые мелки+акварель;
*предметная монотипия;
*кляксография с трубочкой;
*рисунки из ладошки;
*волшебные верёвочки;
*рисование песком;
*рисование крупами (манкой, пшеном, гречкой);
*скатывание бумаги;
*метод волшебного рисунка (свеча + акварель);
*рисование на мокрой бумаге;
*тканевые изображения;
*пластилинография;
*тестопластика (лепка из солёного теста).
Остановимся подробнее на каждом методе.
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск печатками из картофеля.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другая мисочка и поролон.
Оттиск печатками из ластика.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другую мисочку и печатку.
Восковые мелки + акварель.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в 1 или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.
Предметная монотипия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Рисунки из ладошки.
Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребёнка, любая бумага.
Способ получения изображения: растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребёнок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Волшебные верёвочки.
Материалы: верёвочки различной длины и цвета, листы бумаги, клей ПВА, краски, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок выкладывает из верёвочки какой-либо предмет – цветок, яблоко, грушу. Приклеивает верёвочку по линии контура и раскрашивает работу красками.
Рисование песком.
Материалы: песок, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш.
Способ получения изображения: ребёнок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок осыпает на поднос. Если нужно придать больший объём, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка.
Рисование крупами
(манкой, гречкой, пшеном).
Материалы: крупа определённого вида (в зависимости от того, что хочет изобразить ребёнок, бумага, клей ПВА.
Способ получения изображения: ребёнок наносит на бумагу клеем силуэт изображения, посыпает крупой, лишнюю стряхивает.
Скатывание бумаги.
Материалы: салфетки или цветная двусторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой, затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Метод волшебного рисунка.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (ёлочка, домик или целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном краска наносится сверху на всё изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой, рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.
Рисование на мокрой бумаге.
Материалы: стаканчик с водой, кусочек ваты, акварель, кисть.
Способ получения изображения: эта техника подходит, если в рисунке нужно изобразить неясность, расплывчатость, например, если ребёнок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идёт дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если бумага будет излишне мокрой, рисунок может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать её и провести или по всему листу бумаги или (если так требуется) по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Тканевые изображения.
Материалы: кусочки ткани с определённым рисунком, бумага, клей, акварель или гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок вырезает рисунок с ткани по контуру (например, цветок, наклеивает и дорисовывает недостающие части, чтобы получилась картина или сюжетный рисунок (например, ствол или вазу). Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, шапочки для куклы, сумочки и т. д.
Пластилинография (рисунок пластилином).
Материалы: картон, пластилин.
Способ получения изображения: выбирается рисунок-основа для создания картины из пластилина, эскиз понравившегося изображения переносится на картон. От брусков пластилина отделяются небольшие кусочки и наносятся на основу в соответствии с задумкой, используя при этом различные приёмы лепки (раскатывание, скатывание, заглаживание, сплющивание, прищипывание, отщипывание). Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков различные цвета пластилина смешиваются в руках.
Тестопластика (лепка из солёного теста)
Материалы: мука, соль, вода, краски (гуашь, акварель или акриловые краски).
Способ получения изображения: тесто делается за несколько часов до лепки и ставится в прохладное место (это придаст тесту эластичность, оно не будет ломаться по бокам во время лепки). Из готового теста ребёнок лепит задуманное изделие (какую-либо фигурку, цветочек, игрушку, панно). Затем изделие сушится. Сушить изделия из солёного теста можно при 100 градусах, в зависимости от размера поделки. Летом можно сушить на воздухе, на сушку уходит до 3 дней. После сушки изделие раскрашивается либо акварелью, либо гуашью, либо акриловыми красками.
В ходе работы я заметила, что нестандартные подходы в организации творческой деятельности удивляют, восхищают и вызывают желание заниматься таким интересным делом, как рисование. И такое необычное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их настроение и характер.
Цель этих занятий – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
После выполнения работ мы устраиваем выставки детских рисунков, что позволяет каждому ребёнку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него не получилось. Работы своих детей и других воспитанников на выставках видят и родители, они интересуются техникой рисования, способом получения изображения. Иногда дети по мере возможности пытаются дома повторить то, что делали на кружке. Родители стараются им в этом помогать. Это ещё раз указывает на заинтересованность и увлечённость детей нетрадиционными техниками рисования.
Занятие нетрадиционным рисованием дают положительные результаты: именно нетрадиционная техника рисования создаёт атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, развивает инициативу, создаёт эмоционально-положительное отношение к деятельности. Я думаю, что моя работа не пройдёт бесследно. Чувство прекрасного, вложенное в души детей, не оставит их равнодушными к творчеству и искусству. В будущем дети сами будут создавать красивые, необычные рисунки и радовать своих близких. С помощью таких занятий дети становятся всесторонне развитыми, более общительными, доброжелательными, сплочёнными, внимательными. У них появилась потребность в активной творческой самореализации.