fyt ft u
Использование приемов арт-терапии в период адаптации дошкольников к новой группе. Свободная мозаика
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование приемов арт-терапии
в период адаптации дошкольников к новой группе»
Актуальность:
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Могут возникнуть капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Публикация «Использование приемов арт-терапии в период адаптации дошкольников к новой группе, Свободная мозаика» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Арт-терапия в детском саду
- Свободная мозаика
- Темочки
И тогда первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание детей к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду с использованием приемов ландшафтной арт-терапии.
Цель: максимально эффективно использовать пространство детского сада, а также возможности окружающей природной среды для быстрой адаптации дошкольников к новой группе.
Задачи:
1. Снятие психоэмоционального напряжения у детей путем активного взаимодействия со средой и ее здоровьесберегающими ресурсами.
2. Развитие внимания, памяти, мышления, чувства прекрасного и обогащение сенсорного опыта.
3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; внимания, восприятия, речи, воображение; чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; игровых навыков, произвольного поведения.
Акцент использования разнообразных средств для творчества смещается к природным материалам и объектам. Ценность такой деятельности, прежде всего, в единении с природными ресурсами: потрогать траву, яблоко или вишенку на ветке, понюхать цветок, увидеть насекомых, рассмотреть камни и веточки дерева и т. д. В подготовке природного материала был задействован садовник (скашивание травы, обрезка кустарника, раскладывание листвы и веток)
В совместную, индивидуальную и самостоятельную деятельность детей ландшафтной арт-терапией включили различные формы работы: игры, беседы, наблюдения, продуктивную деятельность, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Поскольку в августе в группе были еще выпускники, то привлекли их к совместной творческой деятельности: коллективно, группами, парами.
Многие воспитатели считают, что присутствие выпускников в группе «мешает» адаптации малышей, но наш опыт показал, что выпускник может стать наставником для младшего товарища. Это может быть не только знакомство с группой и правилами детского сада, но и организация творческой деятельности, игр, развлечений.
В дождливую погоду устроили арт-терапию в группе с использованием природных материалов. Дети сами выбирали себе материал для творчества, поскольку в группе есть зона экспериментирования, в которой хранятся природные материалы: каштаны, шишки еловые, шишки сосновые, ракушки, камни, желуди, гербарий, лепестки цветов. Этот материал был подготовлен заранее воспитателями и совместно с детьми на прогулках.
Наше стремление к снятию именно психоэмоционального напряжения у детей невозможно без подключения к новой деятельности и родителей. Они активно включились в наш проект. Заинтересовав детей творчеством на природе и увлекая сбором материала для дальнейшей творческой работы дома.
Рукотворные объекты ландшафтной арт-терапии помещаются обычно в какое-либо природное место. Поэтому мы стремились, чтобы наши дети попробовали выполнить свои работы и на асфальте, и на огородной грядке, и на веранде, и в теплице.
Ландшафтная арт-терапия доступна даже самым маленьким творческим личностям. А еще это очень веселая игра, которая к тому же учит сочетать цвета, развивает воображение и ассоциативное мышление. Важен сам процесс создания картины, единения с природой, ведь используются материалы найденные именно в этом месте.
Дети с огромным удовольствием создают свои маленькие шедевры из такого простого и доступного природного материала, как листья, травинки, цветы, лепестки, веточки, камни, пушинки. Фантазии малышей нет предела. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Арт-терапия способствовала самовыражению детей, преодолению страхов и застенчивости, снижению эмоционального напряжения, тревожности или агрессивности. А самое главное – улучшился психологический климат в группе в целом.