Елена Леонидова
Использование практических приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу является значимым этапом в жизни как здорового ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и серьезно влияет на социальную ситуацию детского развития.
Актуальность проблемы подготовки детей с ОВЗ, и в частности с системными (тяжелыми) нарушениями речи, к овладению письменной речью обусловлена тем, что в реальной практике обучения грамоте дошкольников и школьников с недоразвитием речи обнаруживаются серьезные проблемы. Основной причиной их возникновения является то, что учителя-логопеды как дошкольных, так и школьных учреждений при обучении детей первоначальным навыкам чтения и письма не в полной мере учитывают специфику функционирования и дальнейшего развития письменной речи.
Публикация «Использование практических приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Необходимо отметить, что дети с системными нарушениями речи, составляют в школьном возрасте группу риска по возникновению нарушений письма и чтения (дисграфии и дислексии). Для предупреждения такого рода нарушений, необходимо научить ребёнка отделять звуковую сторону слова от смысловой, учить анализировать звуковой состав слова, четко и правильно проговаривать все его части. Обозначенные предпосылки необходимы как для овладения детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) принципом фонематического написания, так и для усвоения морфологического принципа русского письма.
Без овладения фонетическим принципом, предполагающим определенный уровень усвоения отдельных звуков и первичных форм звукового анализа, невозможен переход к морфологическому письму, основанному на четких и константных представлениях о звуковом и морфемном составе слова.
Обучение первоначальным навыкам грамоты детей с ОНР — это сложный психологический процесс, для овладения которым, кроме достаточного уровня когнитивного и речевого развития, необходима определенная зрелость ряда психофизических функций. Так, к началу обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы операции фонематического и зрительного восприятия, линейной памяти, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, функции внимания как средства контроля за осуществлением учебной деятельности, развит фонематический слух и необходимые для обучения мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация).
Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья состоит из двух основных периодов: подготовительного, или добукварного, и основного, или букварного. В каждом из них выделяются свои коррекционные задачи и своя последовательность работы.
Подготовительный этап обучения грамоте детей с ОНР начинается в детском саду. На этом этапе формируются как предпосылочные для письма операции, так и ряд базовых. Дети овладевают такими языковыми понятиями, как речь и ее виды, текст, предложение, слово, слог, звук, ударение, согласные и гласные звуки; причем в процессе обучения дети овладевают и соответствующей языковедческой терминологией.
Наличие различных нарушений устной речи, неразвитость фонематического слуха, несформированность операций фонематического восприятия, морфемного, слогового и лексико-синтаксического анализа, оптико-пространственных и временных представлений у детей с недоразвитием речи создают большие трудности при обучении письму и чтению.
Обучение грамоте детей с ОНР имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и множество особенностей.
Разрабатывая систему логопедической работы по обучению детей грамоте, учитель-логопед должен соблюдать ряд важных условий обучения детей с системными нарушениями речи.
Во-первых, порядок изучения звуков и букв должен быть иной, нежели для детей с нормативным речевым развитием. Он подчинен онтогенетическому принципу логопедической работы, кроме того, педагог всегда должен опираться на звуки, сохранные в речи детей.
Во-вторых, изучение звуков, близких по акустическим, артикуляционным и акустико-артикуляционным признакам, должно быть раздвинуто во времени с целью предупреждения их смешений.
В-третьих, лексический материал, предлагаемый для анализа, непременно должен соответствовать принципу орфографического проговаривания, т. е. его произнесение не должно отличаться от написания.
В-четвертых, значения слов, отрабатываемых на занятиях должно быть семантизировано соответствующим способом.
В-пятых, темп обучения детей с ОНР должен быть более медленным, растянутым во времени по сравнению с темпом обучения в учреждениях массового типа.
В-шестых, в словах, предлагаемых для проведения фонемного анализа, звуки должны быть в четкой артикуляционной позиции, кроме того, необходимо соблюдать принцип постепенного наращивания слоговых структур.
Все занятия по обучению грамоте детей с ОНР проходят в игровой форме, на которых дети отправляются в город звуков, на улицы гласных и согласных звуков, знакомятся с разноцветными домиками звуков, узнают почему они раскрашены именно так, узнают почему на одних домиках висит колокольчик, а на других наушники.
Использование различных игр таких как: «Догадайся, кто какие звуки издает», «Узнай предмет по звуку», «Какой звук чаще слышим», «Поймай звук» способствуют развитию фонематического слуха, правильной артикуляции, умению слушать и выделять повторяющиеся звуки.
Сейчас хочу обратить ваше внимание на видео, на котором проводится работа по закреплению правильного произнесения и дифференциации звуков [А]-[У], формируется навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний АУ-УА. (на видео первый ребёнок)
В обучении грамоте звуковой анализ всегда опережает синтез, но в целом эти два процесса неразрывны, т. к. интеллектуальный звуковой анализ является основой для овладения процессом чтения, а синтез формирует уже сам навык чтения.
Поэтому при обучении дошкольников с общим недоразвитием речи грамоте широко используется аналитико-синтетический метод.
Данный метод основывается на изучении произношения слова, выделении ребёнком звуков и слогов в слове, воспроизведении их в словах и отдельно, обозначении звуков буквами и чтении слов из знакомых слогов.
Рассматривая механизм управления чтением, Д. Б. Эльконин достаточно образно описывает его следующим образом: «Видишь согласную букву — не произноси ее звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы А, О, У, Ы, Э, то согласная обозначает твердый согласный звук; если это буквы Я, Ю, Е, И, Ё, то согласная обозначает мягкий согласный звук».
Таким образом, управление воссозданием звуковой формы слова при обучении грамоте состоит из двух взаимосвязанных процессов: ориентации на согласную букву для определения фонемного значения согласной и ориентации на следующую за согласной фонемой гласную фонему с целью правильного произнесения предыдущей согласной. В основе этих действий имеет место четко выраженный механизм упреждения.
Изучив теоретическую часть данного вопроса и на основе многолетней практической работы мною был разработан приём, с помощью которого дети постепенно, осознанно, легко осваивают такой сложный процесс, как звуко-буквенный анализ слова.
Чтобы облегчить дошкольнику понимание и умение определять твёрдость-мягкость фонем «сажаем» гласные на пальцы.
Обводим ладошку ребёнка и подписываем соответствующие буквы.
Если за согласной стоят звуки с левой руки, то согласная –твёрдая (твёрдая как лёд, обозначаем её синим цветом.
Если за согласной стоят звуки с правой руки, то согласная –мягкая (мягкая как травка, обозначаем её зелёным цветом.
И конечно не забываем о звуках, которые всегда твёрдые и всегда мягкие.
А ещё у нас есть звуки, с которыми дружит звук [Й] и называются они Йотированные. И если мы загнём палец с буквой И, то у нас останется четыре йотированных звука, поэтому звуки располагаются на руке в такой последовательности для более лёгкого понимания и запоминаниями детьми.
Затем к гласным приглашаем согласную. Загибаем по одному пальцу и произносим слоги, например твё рдо: «КА-КО-КУ-КЫ-КЭ.»
- Как мы произносили согласную?
- Твёрдо.
-Почему?
-Потому что за ней стоят гласные, которые превращают её в твёрдый звук.
Затем поднимаем другую руку, загибаем пальцы и произносим слоги выделяя голосом мягкий согласный звук: «КИ-КЕ-КЁ-КЮ-КЯ»
-Как мы произносили согласную?
- Мягко.
-Почему?
-Потому что за ней стоят гласные, которые превращают её в мягкий звук.
Затем так же с этими гласными в сочетании с согласными придумываем слова, характеризуя их опираясь на данный алгоритм.
Аналогичным образом анализируем каждый согласный, с которым знакомимся в процессе обучения грамоте. (на видео второй ребёнок)
Многократное повторение гласных звуков с помощью пальцев руки позволяет ребёнку с ОНР запомнить гласные звуки и легко их дифференцировать.
Так же данная памятка с ладошкой ребёнка позволяет легко запоминать каким цветом мы обозначаем твёрдые-мягкие согласные. И какие звуки бывают только твёрдые или только мягкие.
Затем определяем какой это звук: звонкий или глухой. Определяем количество слогов по наличию гласных.
Закрепляю полученные знания с помощью игр. Ребятам нравится игра «Твердо-мягко»,. В этой игре дети помогают двум героям разделить картинки. Ребенок называет предмет словом, выделяет нужный звук и распределяет слова между героями, «Подбери слово к схеме» дети подбирают слова из карточек к заранее нарисованным схемам.
Эти же слова (карточки) можно использовать для определения места звука в слове (звук находится в начале, середине или в конце слова).
И конечно узнавая новые звуки, анализируя звуковой состав слогов и слов одновременно учим ребёнка записывать буквы и слова. Ведь чем больше анализаторов задействовано в работе, чем активнее работает память, внимание, восприятие при знакомстве со звуком-буквой, тем выше результаты этой работы.
Печатаем буквы в тетради и на доске. В тетради печатаем слоги и короткие слова, содержащие нужные буквы, рисуем схему слова по количеству звуков, раскрашиваем её в нужные цвета. А можно ведь и поиграть, не раскрасить, а обозначить буквы разноцветными прищепками. (на видео третий ребёнок).
Подводя итоги под вышесказанным хочется отметить, что работа по обучению грамоте детей с ОНР проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей : фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.