Юлия Аникина
Использование новых технологий в развитии речи дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
Л. С. Выготский
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в моей деятельности. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Публикация «Использование новых технологий в развитии речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Факторы, влияющие на речевое развитие ребенка :
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".
7. Чтение художественной литературы.
8. Разучивание стихов.
9. Рассказывание стихов руками.
10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:
- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Наиболее актуальные технологии в условиях реализации требований ФГОС :
Здоровьесберегающие технологии
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектные технологии
Игровые технологии
Групповые технологии.
Личностно-направленные
Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Использование познавательных викторин по развитию речи в ДОУ
Мы ввели в практику использование речевых викторин в нашем детском саду. Зачем они нужны? Викторины учат детей находить ответы на вопросы, ,развивают внимание, память, мышление и дают возможность сделать срез знаний, путем анализа результатов викторины. Найти пробелы в знаниях конкретного ребенка или группы. Почти все викторины составлялись самостоятельно, пара дорабатывалась на базе уже существующих викторин. В одной из последних «викторина по сказкам К. И. Чуковского». Викторина проводилась со всей группой детей. За правильные ответы дети получали звездочки.
Детям было предложено 6 заданий на внимательность, память, умение выделять лишнее, развитие мелкой моторики.
Задание №1
Отгадай сказку по фрагменту из сказки.
Детям читались фрагменты из сказок К. Чуковского. Кто быстрее отгадает название сказки.
Задание №2
Собери сказку.
Детям предлогалось выбрать картинки с персонажами нужной сказки К,Чуковского. (Детям читался отрывок из сказки)
Задание №3
Четвертый лишний.
Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее. (персонаж или атрибут)
Задание №4
Продолжи предложение.
Ребенку предлогалось закончить предложение взятое из текста сказзок К. Чуковского. «Добрый доктор Айболит он ….»
Задание №5
Подбери атрибут для героев.
Айболит — чемоданчик.
Федора — посуда
Мойдодыр — мочалка. И т. д.
Задание №6
Заштрихуй только лишних героев.
Детям предлогались варианты штриховок.
Использование викторин способствует развитию речи детей, их раскрепощению. В дальнейшем мы продолжим использование данной технологии в своей работе.