Наталья Водовская
Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В данной методической разработке представлены рекомендации для педагогов по использованию нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности дошкольников в ДОУ, дано описание игр и пособий.
Публикация «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Основной целью этих игр и пособий является, достижение положительной динамики в процессе физкультурно–оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.
Актуальность: данных методических рекомендаций заключается в необходимости укрепления здоровья детей и реализации ФГОС, необходимостью повышения мотивации детей на занятиях по физической культуре.
Ребёнок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Но исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.
Известен научно – обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают положительного результата при выполнении двигательных заданий,
как оборудование и пособия.
Один из путей решения данной проблемы – использование нетрадиционного спортивного оборудования, которое может:
- служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-
оздоровительной работы;
- решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах
движений;
- обогатить двигательный опыт;
- развивать творчество и фантазию;
- заинтересовать детей;
- изменить стиль работы воспитателей.
Глава 1. Нетрадиционное оборудование для развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов. Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, нужно разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов. На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно. Но при этом необходимо учитывать, что нестандартное спортивные снаряды должны отвечать основным санитарно-гигиенические требованиям, предъявляемым к спортивному оборудованию, а именно:
- безопасным;
- максимально эффективным;
- быть доступным для лиц разной физической подготовленности;
- способствовать развитию всех мышечных групп и большинства физических качеств воспитанника;
- быть простым в изготовлении, удобным и надежным в эксплуатации, легко обслуживаться;
- компактным, занимать минимальную площадь.
Нестандартное оборудование вызывает интерес тем, что его формы могут быть необычны, яркой окраски. Дети с лёгкостью могут работать с ним.
Актуальные проблемы, решаемые с использование нетрадиционного спортивного оборудования :
- служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-
оздоровительной работы;
- решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах
движений;
- обогатить двигательный опыт;
- развивать творчество и фантазию;
- заинтересовать детей;
Физическое развитие
Совершенствовать технику основных движений; развивать физические качества; формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности; проводить комплекс оздоровительных мероприятий.
Социально-коммуникативное развитие
Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и нестандартного оборудования; формировать навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх в непосредственно образовательной деятельности (ОД, при пользовании нестандартным спортивным инвентарем во время прогулок.
Познание
Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр., специальные упражнения с нестандартным оборудованием на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из нестандартного спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах.
Речевое развитие
Проговаривание действий и называния упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы занятий физической культурой, закреплять умение детей согласовывать движение со стихотворным текстом, закреплять знания детей о произведениях на сюжетных занятиях и развлечениях.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие артистических способностей в подвижных играх с использованием нестандартного оборудования; проведение игр, гимнастики и упражнений под музыкальное сопровождение; формирование эстетического отношения к окружающему миру (внешний вид, оформление помещения).
1. 1. Технологии использования нестандартного оборудования в ДОУ
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Эффективно использовать физкультурное оборудование - это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физических упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приёмов повышения эффективности использования физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования, разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики, барьеры). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Глава 2. Использование педагогами в ДОУ нестандартного физкультурного оборудования
В группе организован центр физкультуры и спорта, где имеется нестандартное физкультурное оборудование. Оно создано педагогами группы и с семьями воспитанников из бросового материала. Оно безопасное и яркое, составлена картотека спортивных игр и подобраны цели и задачи соответственно программе и возрастным особенностям воспитанников.
Важно отметить то, что игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности).
В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Игры, используемые для физического воспитания в детском саду, можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные, при использовании нетрадиционного физкультурного оборудования у детей развивается двигательная активность и интерес к физической культуре.
Планируя подвижные и спортивные игры, следует учитывать:
• общий уровень физического и умственного развития,
• уровень развития и двигательных умений,
• состояние здоровья каждого ребенка,
• индивидуальные типологические особенности,
• время года,
• особенности режима дня,
• место проведения игры,
• интересы детей.
Образовательное значение подвижных и спортивных игр заключается, прежде всего, в приобретении новых двигательных навыков.
2.1. Рекомендации педагогам по использованию нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми
В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды в дошкольном учреждении. Двигательная активность является естественной потребностью организма. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Повышению двигательной активности способствует использование тренажёров и нестандартного оборудования.
Нестандартное оборудование – это дополнительных стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Если у нас есть желание что- то сделать своими руками и немного фантазии, мы легко справимся с этой задачей.
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет :
1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
3) Развивать чувство формы и цвета.
4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Основные принципы использования нестандартного оборудования :
- оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности детей в помещении и на воздухе – оно эффективно для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения.
- важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилось на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения, на расслабление мышц.
- в процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Нестандартные пособия должны соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, а размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Оборудование должно быть доступным, многофункциональным, привлекательным для детей, удобным в уборке и хранении, компактным, практичным, экономичным.
Виды нестандартного оборудования :
- по соотнесению с разными видами физических упражнений;
- по месту использования;
- по типу размещения;
- по размерам;
- по возрасту детей;
- для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
Упражнения с нестандартным оборудованием совершенствуют :
- координацию движений;
- совершенствуется осанка;
- повышается устойчивость вестибулярного аппарата;
- укрепляют связочно – суставной аппарат.
Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе.
Многообразен мир вещей, способных обрести вторую жизнь. При создании интересных пособий можно использовать самые различные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы превращаются в яркое, удобное в использовании оборудование для двигательной активности. Многие пособия достаточно компактны и просты в изготовлении. Особое внимание необходимо уделять их прочности и безопасности, гибкости и способности легко трансформироваться, эстетичности оформления.
Приложение. Игры с использованием нетрадиционного оборудования
Игра «Забрось и посчитай»
Цель: для развития меткости, точности броска, математического счета.
Материал: яичные ячейки, краска, теннисные шарики.
Варианты игр: в 2 команды и по одному, забрось с ближнего расстояния и дальнего расстояния способом бросок о пол и потом в ячейку ( усложнения: все упражнения попробовать сделать с помощью теннисной ракетки). Каждая команда забивает шарики определенного цвета.
-Бросок из положения стоя, сидя на коленях, лежа на животе и т. д. также попасть в ячейку.
«Султанчики»
Цель: Способствует развитию органов дыхания, мышц туловища. Развивает координацию движения, мелкую моторику рук, физические качества, повышает интерес к выполнению упражнений.
Материал: Атласные ленты шириной 5 мм различных цветов, пластиковые трубочки, клей пистолет.
Варианты использования : на физкультурных занятиях, музыкальных занятиях утренняя гимнастика индивидуальная работа с детьми.
«Бильбоке»
Цель: Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции, координация движений предплечья кисти и пальцев, ловкости, меткости, глазомера, произвольности поведения, быстроты реакции. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля.
Материал: пластиковые бутылки, веревка, крышки от бутылок, самоклеющая бумага, изолента.
Правила игры: заключается в том, что нужно забросить шарик в «лукошко». Держа лукошко, движением кисти надо подбросить шарик и поймать его в «лукошко». Можно играть одновременно в несколько бильбоке, а можно и в один по очереди. Если включить в игру элемент соревнования, то выигрывает тот, у кого больше попаданий подряд, или за определенный промежуток времени.
«Палочки -моталочки»
Цель: Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера
Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.
Правила игры: Играют обычно двое соревнующихся. Перед игрой участники распускают веревочки по всей длине. По команде каждый игрок начинает наперегонки наматывать ленту на стержень, к которому она привязана в любом удобном им направлении (от себя или на себя). По мере наматывания на стержень игроки продвигаются вперед, держа ленту натянутой все время соревнования. Задача игрока – как можно быстрее намотать всю веревочку на стержень. Чья игрушка быстрее коснется стержня, тот и победил!
«Цветные крышечки»
Цель: Развивать у детей ловкость, координацию движений, сноровку.
Материал: Пластиковые бутылки обрезанные на половину, клейкая плёнка разных цветов, крышки от бутылок.
Правила игры: Предложить ребёнку назвать цвет крышечек, которые находятся в контейнере, а затем разложить их по соответствующим рожкам.
«Кольцеброс»
Цель: Развивать глазомер детей, координацию движений, ловкость, упражнять в счете, воспитывать волевые качества.
Материал: состоит из пластиковых бутылок объёмом 1,5 л; цветной скотч, ножницы, песок, пластиковые крышки;
Правила игры: Игра состоит в набрасывании колец (диаметром 15-20 см) правой и левой рукой на палочки 30-40см длиной, укрепленные вертикально на подставке в виде квадрата, треугольника и др. Задача состоит в том, чтобы с заданного расстояния (1,5-2м) набросить, возможно большее количество колец (из 3-5). В игре одновременно участвуют 2-3 ребенка или один ребенок Они по очереди набрасывают одинаковое количество колец, подсчитывая, кто сколько набросил. Указания. Желательно иметь кольца разного цвета
«Солнышко»
Цель: развивать у детей навыки перешагивания через лучи, прыжков, тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
Материал: Атласные ленты 2 см шириной, клей пистолет, картинка солнышка, пластиковый круг.
Варианты использования : перешагивание, и перепрыгивание через лучики, ходьба на носочках по лучикам, сворачивание лучиков на палочки, плетение косичек из лучиков, застёгивание лучиков на пуговицы, вытягивание лучиков пальцами ног, подвижные игра «Карусель», «Возьми лучик», «Солнышко».
«Скакалка из крышек»
Цель: Развивать прыгучесть, ловкость, внимание. Обучать детей прыжкам через скакалку.
Материал: Крышки пластиковые с бутылок, верёвка, 2 ручки от пятилитровых бутылок.
Варианты использования : для прыжков, а также это пособие может служить как для метания в цель, если скакалку соединить в круг.
«Косички»
Цель: Укрепление здоровья, развитие физической активности.
Материал: шерстяные или хлопчатобумажные нитки или верёвка.
Используются для занятий по физической культуре, утренней гимнастики, для подвижных игр.
Варианты игры:
«Поскачи через веревку по одному, по два, по три»
«Перебрось мяч»
«Хвосты» (с маленькими веревочками)
«Перепрыгни в длину, в высоту, с места, с разбега»
«Успей забежать в дом» (веревка лежит кругом на полу, дом может быть один большой или много маленьких для 3-5 человек)
"Медведь и воробьи"
«Ленточки»
Цель: Повышать интерес к выполнению упражнений с использованием нестандартного оборудования.
Материал: Атласные ленты разных цветов, пластиковые или деревянные кольца диаметром 4-5 см, клей пистолет.
Использование : занятия физической культурой, утренняя гимнастика, подвижные игры.
Заключение
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей. Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, нужно разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности. А изготовление оборудования педагогами и родителями «рождает» коллектив единомышленников. Для реализации этого нами разработаны следующие методические рекомендации: - нестандартное оборудование должно быть практичным, удобным и легко применяемым в использовании; - нестандартное оборудование должно соответствовать гигиеническим требованиям; - при изготовлении нестандартного оборудования привлекать детей; - сочетать использование стандартного и нестандартного оборудования; - нестандартное оборудование должно соответствовать правилам техники безопасности; - выбирать нестандартное оборудование для физкультурных занятий с учетом физической подготовленности и индивидуальных возможностей детей. : при использовании нестандартного оборудования в нашем детском саду значительно увеличилась двигательная активность детей, возрос интерес к занятиям физкультурой, улучшилась техника выполнения отдельных движений. Таким образом, динамичные, эмоционально-насыщенные упражнения и игры детей с нестандартным оборудованием позволили нам решить поставленные задачи, а также развить изобретательность в самостоятельной деятельности, фантазию. Оказывается, чтобы заняться развитием общей координации, растяжением и расслаблением позвоночного столба, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется дорогих и сложных снарядов, специального оборудования.
Вывод: Решив поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам: реализация проекта дала положительный результат, так как упражнения и игры с использованием нестандартного физкультурного оборудования :
-стимулируют активность детей, учат познавать новое;
-дают возможность самим придумывать упражнения и игры, с увлечением в них играть;
-развивают воображение, память, речь;
-повышают настроение и дают заряд бодрости и энергии.
У дошкольников возник повышенный интерес к различным видам двигательной деятельности, увеличился объем двигательной активности. Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима можно весьма успешно использовать нестандартное оборудование.
Список используемой литературы :
1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. : Просвещение, 1992.
2. Воронцова О. Как сделать занятия физкультурой интереснее. // Здоровье дошкольника №2 – С. 14. – 2011 г.
3. Боген М. М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры 1997. - 5. - С. 18-21.
4. Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г.
5. Подольская Е. Суставная гимнастика для дошкольников. // Здоровье дошкольника №3 – С. 16. – 2011г.
6. Горелова С. Сюжетно – игровые физкультурные досуги. // Здоровье дошкольника №5 – С. 39. - 2011г.
7. Интернет – источники:
- https://www.nauka-shop.com/mod/shop/productld/50722/
- https://www.teoriya.ru/
-https://www.dissercat.com/content/razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozra