МААМ-картинки

Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми с ОВЗ

Холкина
Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

МБОУ «ВОК» СП Зюкайская школа

Семинар-практикум для педагогов

«Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми с ОВЗ»

Автор:

Учитель-логопед

Холкина Ксения Николаевна

Верещагино, 2023 г.

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических игр и упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

Публикация «Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

1. Познакомить участников семинара-практикума с иновационной технологией в работе с детьми- нейропсихология.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: Ноутбук, проектор, листы А4, карандаши, массажные мячи, карточки с упражнениями на развитие межполушарного взаимодействия, нейрокарточки «Дифференциация звуков», пособие «Веселые пальчики».

1. Орг. момент.

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада всех вас видеть на этом семинаре.

Давайте познакомимся и поздороваемся с Вами, непростым способом, а при помощи знаков. Для этого необходимо встать друг за другом и поздороваться. Если выбираете «ладошки» - здороваемся ладошками, «сердце» – обняться, «нота» - танцуем, «ступни» - прижимаем ногу к ноге. Сегодня мы с вами на семинаре будем работать в парах.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем семинар-практикум «Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми с ОВЗ»

1. Информационный этап.

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.

В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто.

Проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью, трудностями формирования пространственных представлений. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Что же такое нейропсихология? (слайд №2) (высказывание педагогов)

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Цели нейропсихологической коррекции :

• развитие высших психических функций;

• функциональная активация подкорковых образований мозга;

• обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

• стабилизация межполушарного взаимодействия;

• обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;

• обеспечение регуляции, программирования и контроля психической.

Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми.

Нейропсихологическая коррекция включает в себя несколько групп игр и упражнений: дыхательные, глазодвигательные, самомассаж, телесные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры на развитие чувства ритма, игры с мячом, игры на релаксацию. (слайд 3)

Практический этап

Остановимся подробнее на дыхательных упражнениях, играх на развитие межполушарного взаимодействия, играх с мячом, играх на релаксацию.

1. Дыхательные упражнения (слайд 4)

Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

1.«Кулак-палец». И. п. Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.

2.«Кулак-ладонь». И. п. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки «смотрит вниз», пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого «вдох» ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого «выдох» ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.

3. Упражнение 2. Ныряльщик Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

2. Упражнения для активизации межполушарного взаимодействия (слайд 7)

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

• создают принципиально новые связи мозга;

• расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Рекомендации по проведению кинезиологических упражнений: (слайд8)

• систематичность выполнения (занятия проводятся ежедневно, без пропусков);

· работа как левой, так и правой рукой поочерёдно, согласованная работа обеих рук одновременно ;

· точное выполнение детьми движений и приемов;

· постепенное увеличение темпа выполнения и сложности предлагаемых упражнений;

· длительность одного упражнения - не более 1 мин;

· продолжительность занятий до 15 минут в день.

1.«Оладушки» Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять. (слайд 8)

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем и опять играть начнем.

Менять положение рук при этом проговаривать слоги: са-ша, ал-ол

2. «Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки, на првом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляет вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились.

3. упр-е «Зайчик-колечко-цепочка»

«Зайчик»

Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко не простое –

Блестит, словно золотое.

«Колечко»

Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед.

«Цепочка»

Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки. Проговаривать при этом слоги: са-са-су-сы

Двуручное рисование- интересный творческий опыт. Можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах ребенка, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей.

Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

6. «Зеркальное рисование»

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметрические рисунки.

На столах лежат листы с различными нейродорожками, вам нужно провести по ним одновременно сразу обеими руками. Кто быстро справится задание дам посложнее. Кроме сложности в заданиях, увеличивается тем выполнения.

Сейчас мы поработаем с вами в парах. Перед вами лежат нейрокарточки. Необходимо повторить правильно позы, изображенные на картинках. и одновременно проговорить слова. (Напр. ириска-иришка).

3. Упражнения с мячом (слайд 11)

• активизирует весь организм, все анализаторные системы;

• развивают реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

Упражнения в кругу (слайд 12)

Требования: темп ускоряем, добавляем сложность в упражнении

1. «Влево-вправо» Правила: ведущий передаё т мяч по кругу предварительно дав здание: например, «3 влево» и передаёт мяч влево, а все считают: «1,2,3». Теперь мяч у третьего игрока слева, и он стал ведущим, передаёт мяч и даёт своё задание, например, «6 вправо с шагами»,

2. «Части тела» Правила: игроки передают мяч по кругу, прикасаясь к какой – то части тела соседа, сосед берёт мяч и называет часть тела к которой прикоснулись, передавая мяч, например, «правая

ступня».

Молодцы! Справились с упражнениями. Сейчас вы поработаете в парах.

Упражнения в паре (выполняются сидя)

4. Релаксационные упражнения (слайд 14)

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снимают напряжение.

Поэтому применение релаксационных упражнений актуально в работе с детьми, имеющими речевые проблемы.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.

Упражнение 1. «Голубое небо» (слайд 15)

Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

Упражнение 2. «Солнышко»

И. п. : стоя. Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Упражнение 3. «Рот на замочке» (расслабление мышц лица).

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Упражнение 3. «Гора» И. п. : стоя. Спину держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» - и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» - и тоже тянется вверх. «Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

По мере усвоения упражнений, темп выполнения можно ускорить, в даль- нейшем комбинации упражнений могут быть разные, также с использовани- ем стихов и песенок.

Итог семинара-практикума: (слайд 16)

Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения Ж. Тассо

Благодаря нейропсихологическим упражнениям оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Таким образом, регулярное выполнение нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста формирует необходимые психические функции, готовит их к обучению в школе.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.

Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Что было сложно и что было легко?

Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 07:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Холкина (УИ 2954366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД