Получи документы

Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников

Ольга Шептунова
Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме. Данный материал был представлен на областном конкурсе "Учитель года Дона 2014"

Здравствуйте. Меня зовут Шептунова Ольга Витальевна и я …. учитель-логопед.

2 слайд Образование:

- в1998 году окончила Каменск-Шахтинское медицинское училище по специальности "Лечебное дело", квалификация фельдшер

- в 2005 году ГОУ ВПО "Ростовский Государственный университет" по специальности "Валеология", квалификация педагог-валеолог

Публикация «Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников» размещена в разделах

- в 2013 году окончила НОУ ВПО "Московский социально-гуманитарный институт" по специальности "Логопедия", квалификация учитель-логопед, специализация практическая психология

В нашем детском саду я работаю с 2001 года. Сначала в должности старшей медицинской сестры, затем воспитателем общеразвивающей группы, после воспитателем логопедической группы и с 2011 года в должности учителя-логопеда.

В профессии я уже 8лет, которые наполнены и радостью и тревогами, и взлётами и падениями, и постоянным самосовершенствованием … ЖИЗНЬЮ.

3 слайд

Есть страна, которую не отыскать на карте…. Что бы там жить, нужно быть открытым, весёлым, иногда шаловливым… Нужно быть ребёнком! Пусть не по возрасту, а только в душе! Эта страна чудес – ДЕТСТВО! И я счастлива, что вместе с детьми расту, развиваюсь и многократно проживаю это самое счастливое время.

Для меня, как для педагога, важно, чтобы дети были активны, жизнерадостны, открыты, принимали самих себя и признавали ценность других.

4 слайд 5, 6

«Ну а здесь, знаешь ли приходится бежать со всех ног, что бы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» Эти слова Королева сказала маленькой девочке Алисе и эти же слова стали для меня движущей силой. А потому я нахожусь в режиме постоянного профессионального роста и повышения квалификации

7 слайд

Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей.

8 слайд

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

9 слайд

актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками обусловлена ФГОС

для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

применяя графическую аналогию, мы формируем у детей навык видеть главное, систематизировать полученные знания.

Именно такие качества будут востребованы в том обществе, в котором детям предстоит работать, творить, быть активными его гражданами.

10 слайд В начале моей работы была поставлена Цель

Формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовке детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе

11 слайд И сформулированы Задачи по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);

формирование лексико-грамматических категорий;

формирование связной речи;

развитие высших психических функций: внимание, мышление, память;

Решая эти задачи в совокупности, передо мной стояла основная задача формирование и развитие целостной активной личности дошкольника

Опыт работы. Методы и приёмы

Наш детский сад работает по программе Н. В. Крыловой, в комбинированных группах детского сада работа так же ведётся в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторов Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина.

В соответствии с программой мною были разработаны перспективные планы коррекционного обучения детей в старшей и подготовительной группах соответственно. В которых на различных этапах применялись методы наглядного моделирования.

Так на этапе формирования представлений о структурных единицах языковой системы

При использовании различных схем, менялся характер деятельности детей: они получали возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Это развивало интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствовало речемыслительную деятельность ребенка. Для этой работы мною были изготовлены и разработаны различные дидактические игры и пособия, которые представлены на слайде.

На этапе по формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников мною использовались схемы предлогов, модели слов : предметов, действий, признаков, графическая модель предложения Модели и схемы позволили детям осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, что способствовало расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

При работе над формированием связной речи Я использовала наглядное моделирование, и картинно-графический план высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности. ТАК при пересказе текстов мы с детьми брали в помощь картинно-графический план, который может быть представленн как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин Внимание дошкольников акцентировалось на наглядные опоры, это помогало детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе. Слова - признаки, характеризующие персонажей, обозначается либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя - используется наглядная модель

При составлении описательных рассказов по сюжетной картине Детям раздавались карточки с фрагментами картины и предлагалось составить предложения. Затем выставлялась большая картина, дети находили на ней свои фрагменты. По ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины.

На этапе составления описательных рассказов Мною была систематизирована и оформлена подборка карточек- схем «Расскажика». С их помощью дети овладевали навыком составления описательных рассказов.

ПРИ составление рассказов по замыслу. Дети подготовительной к школе группы самостоятельно зарисовывали тексты небольших рассказов, загадки.

РАБОТА с родителями

Для достижения устойчивых результатов необходимо тесное сотрудничество с родителями, используя различные формы работы с ними. Был проведен круглый стол на тему "Играя, развиваем", оформлены различные стендовые консультации, подготовлены практические и открытые занятия с целью повышения компетентности родителей в данном вопросе. Родители принимали активное участие в совместных речевых досугах, праздниках.

ДИНАМИКА

Результатом моей целенаправленной и систематической работы в течение двух лет, стало повышение уровня развития речи детей.

Динамика развития речеязыковой компетенции детей логопедической группы, представлена на слайд.

Обобщение и распространение опыта

- На уровне ДОУ:Семинар-практикум для педагогов «Формирование связной речи у дошкольников», консультация «Как научить ребёнка пересказывать текст», Показ НОД с использованием метода наглядного моделирования и ИКТ «Времена года. Осень»

- На муниципальном уровне: участие в городских МО логопедов, Мастер-класс «Расскажем сказку», показ НОД с использованием наглядного моделирования «Времена года. Зима», обобщение опыта «Метод наглядного моделирования как средство формирование связной речи у дошкольников»

-Всероссийский уровень: размещение материалов на сайтах https://nsportal.ru/sheptunova-olga-vitalevna и https://detsad4-2012.jimdo.com/

И в заключении хотелось бы сказать:

Развивая речь ребёнка Мы не только открываем для ребёнка неограниченные возможности общения, но и вселяем в него уверенность в собственные силы, способствуем развитию его познавательных способностей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Давайте знакомиться — я учитель-дефектолог Немного о себе. Окончила киевский государственный педагогический институт по специальности: учитель вспомагательных классов. Сейчас работаю.

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников
Опубликовано: 23 августа 2014 в 18:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шептунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД