Юлия Рыбникова
Использование музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для молодых педагогов «Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности»
«Использование музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии»
Оборудование: бубны 10 шт, стульев –животные (из групп) 10шт, для муз. рук разные муз инструменты, платформа для салочек на полу из малярного скотча, газеты 10 шт.
Публикация «Использование музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Музыкально-ритмические упражнения, игры, танцы являются неотъемлемой частью коррекционной программы по развитию навыков коммуникации, взаимодействия, самоконтроля для детей с нарушениями эмоциональной сферы, особенностями в развитии (ЗПР, аутичные черты, СДВГ, поведенческие проблемы). Эти упражнения, игры, занятия позволяют детям и подросткам:
• развивать коммуникативные навыки и навыки взаимодействия;
• высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, речь);
• координацию движений, таймирование;
• нейродинамику
• развивать интеллектуальные способности;
• развивать особые возможности головного мозга;
• креативность, решительность, организованность;
• осознание границ своего тела;
• крупную и мелкую моторику.
Музыкально - ритмическая терапия предусматривает не только прослушивание музыки, но и множество двигательно-ритмических упражнений с использованием собственного тела, голоса, батутов, сенсорной комнаты, а также барабанов, перкуссий, кахонов, конго, бонгов, тумбодуры, уду, поющих барабанов, глюкофонов, хангдрама и других шумовых музыкальных инструментов.
Занятия полезны детям:
• С нарушениями внимания
• СДВГ, гиперактивность
• Школьными проблемами;
• Неусидчивостью;
• Проблемами памяти;
• Органическими поражениями мозга;
• Невнимательностью;
• Нарушениями темпа и ритма речи (заикание, логоневроз, запинки в речи);
• Различными нарушениями письменной и устной речи (дисграфия, дислалия, дизартрия, алалия);
• Нарушениями эмоционально-волевой сферы (РДА, аутистичный спектр, синдром Аспергера);
• Когнитивными нарушениями (ЗПР, задержка психо-речевого развития, умственная отсталость, плохая обучаемость);
• Тревожностью, депрессией;
• Нарушением координации и баланса.
Взаимодействие с ритмичной музыкой и комплексом специальных, уникальных упражнений стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.
Функционирование мозга зависит от сложных ритмов, которые обеспечивают взаимодействие между различными областями мозга и синхронизацию работы нейронных сетей.
Мозг музыкален. Ученые, используя методы функциональной нейровизуализации, выяснили, что взаимодействие с музыкой вовлекает в активную работу больше областей мозга, чем любая другая деятельность.
Ритм является самой важной, фундаментальной частью музыки. Здоровье мозга, а также его связи с телом во многом зависят от ритма.
Музыкально – двигательная терапия основой эмоциональной отзывчивости на музыку является воспитание у детей чувства ритма. А всякий ритм – есть движение. Наша музыкальная речь сопровождается акцентами, паузами, плавным и отрывистым движением голоса и может быть передана соответствующими по эмоциональной окраске движениями: хлопками, притопами, плавными и отрывистыми движениями рук и ног. Мы рождаемся с ритмичным сокращением мышц матери, наше сердце бьётся с определённым ритмом, мы поём колыбельные песенки, читаем стихи с чувством ритма. Вот эта размеренность и равномерность существует во всей деятельности человека.
У нас имеется 7 основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых “закупорены” различные эмоциональные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Ритмические движения способствуют выходу этих эмоций.
Практическая часть музыкально-ритмической терапии
1 Танец с газетой
Звучит веселая ритмичная музыка. Стоя в кругу дети держат в одной руке газету (любую бумагу). На ударные доли музыки дети выполняют следующие движения:
1. Хлопают одной рукой в газету (можно перед собой, с поднятыми руками, присесть);
2. Хлопая в газету поворачиваются в право (в лево);
3. Топать ногами и держать газету перед собой идти к центру круга, в центре встряхнуть газетку.
4. Положить газету на голову и хлопать в ладоши.
Далее можно повторять или придумывать самим детям движения.
2 Сидя в кругу (на стульях)
Звучит музыка Banda Caliente-Clap Clap Sound (можно любую ритмичную музыку) Дети сидят в кругу на стульях. На ударные доли музыки дети выполняют следующие движения:
1-2 круг
1. Хлопки в ладоши перед собой. Пересесть в правую сторону на стул соседа.
2. Легкое постукивание ладошками в грудь. Пересесть в правую сторону на стул соседа.
3. Хлопки ладошками по ногам. Пересесть в правую сторону на стул соседа.
3-4 круг чередование хлопков ладошками перед собой и по ногам. Пересесть в правую (или левую) сторону на стул соседа.
3. Игровое упражнение на стульях «Сигнал»
Для выполнения упражнения нужно достаточное пространство (это может быть музыкальный или спортивный зал, 3-4 инструмента: барабан, треугольник, бубен т. п. Дети сидят на стульях, расставленных по две линии на расстояние друг от друга 1-1,5м
Звучит мелодия Healing Classic-Bizet _ Carmen Suite No.2 - II. Habanera. На ударные такты взрослый подает сигнал с помощью муз. инструмента, а дети выполняют определенные передвижения (движения) на стульях: обходят стул (с права или с лева по правилу, меняются местами с соседями, сидящими с боку, пересаживаются на впереди стоящих стул, а первый игрок пересаживается на последний. Движения можно придумывать разные.
4. С бубнами
Дети сидят на полу парами на против друг друга, между ними на полу лежит бубен. На ударную долю мелодии Ampyx-Rise дети выполняют следующие движения:
1. Хлопают по бубну
2. Хлопают в ладошки перед собой
3. Хлопают с соседом в ладошки
4. Хлопаю в ладоши над головой и все повторяется с начала.
5. Салочки
На полу начерчен квадрат с 18 квадратными ячейками, чтоб свободно входила ступня ребенка или взрослого.
Под ритмичную музыку (Borboletinha) дети прыгают по клеткам. Сначала прыгает первый ребенок по всем клеткам в первом ряду слева на право, когда он перепрыгивает на второй ряд, с ним синхронно начинает прыгать второй ребенок по первому ряду. Получается, что они вместе передвигаются слева на право и так далее подключается каждый ребенок по очереди.
Первый ребенок по окончании четвертого ряда выпрыгивает из квадрата и может начать упражнение заново в порядке очереди.