Анна Филимонова
Использование математического игрового пособия «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Использование математического игрового пособия для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
«Цветик - семицветик»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта
работы педагога-мастера.
Задачи:
Публикация «Использование математического игрового пособия „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Игры, дидактические пособия
- Темочки
Познакомить педагогов с математическими играми, создать условия для
профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Ход мастер – класса
Математика – это очень важная наука. Особая роль математики заключается — в умственном воспитании, в развитии интеллекта, гибкости мышления, логики. А эффективной формой их развития является игра как ведущий вид деятельности дошкольников. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию разработанное мною игровое пособие «Цветик - семицветик»
Актуальность. В настоящее время знакомство с ЭМП детей дошкольного возраста немыслимо без использования интересного математического игрового пособия.
Практика показывает, что чем интересней игровое пособие, которое мы используем, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания, ведь оно не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.
При этом данное пособие учитывает принципы всестороннего развития и воспитания, обозначенными в ФГОС ДО, и отвечает основным требованиям к наполнению развивающей предметно-пространственной среды ДОО:
- учитывает, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра;
- учитывает возрастной этап, индивидуальные особенности и склонности ребенка;
- обеспечивает условия развития, общения детей друг с другом и со взрослыми;
- активизирует умственную деятельность, создавая условия для развития потенциальных способностей и творческих возможностей каждого ребенка;
- обеспечивает вариативность и разнообразие его применения, создает условия для применения его в других образовательных областях и других видах деятельности, стоит только сменить направление и содержание игр.
Цель: способствование развитию познавательной активности, логическому мышлению, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через математические игры.
Задачи:
- способствовать приобретению знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формировать ориентацию в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формировать навыки и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
- развивать познавательные интересы и способности, логическое мышление,
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- формировать и развивать общие приемы умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Игровое пособие имеет вид макета цветка, высота пособия сделана с учетом роста ребенка старшего дошкольного возраста. Дидактические игры, которые включает в себя каждый лепесток «Цветика – семицветика» съемные, т. е. проигрывание происходит за столом, некоторые игры сегодня представлены здесь. Помощь в создании дидактического пособия мне оказывали родители наших воспитанников.
Все дидактические игры разделили на группы, они представлены на слайде.
Данное игровое пособие может применяться на организованной образовательной деятельности, а так же в совместной и самостоятельной деятельности.
Сегодня, я хочу показать, применение этого пособия в образовательной деятельности по математике.
Итак, я приглашаю всех желающих поиграть в математические игры.
Ребята, вы знаете, что я почти никогда не говорю вам сразу, чем мы сегодня будем заниматься. Вот и сегодня я хочу, чтобы вы сами догадались. А для этого вам нужно будет собрать разрезанную на фрагменты картинку. Пожалуйста, подойдите к столу, возьмите фрагменты и соберите картинку. Итак, что у вас получилось, фрагмент, из какой сказки? Правильно. А это значит, что сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке «Цветик – семицветик». (убрать картинку)
Закрываем глаза, медленно кружимся и считаем от 10 до 0 в обратном порядке: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 покружись и в сказке очутись. Открывайте глаза.
Воспитатель: Ребята, что же это за удивительный, необыкновенный цветок? (цветик – семицветик). А как вы думаете, почему он так называется? (потому что у него лепестки 7 цветов) Правильно. Все эти лепестки несут в себе знания, доброту, желание помочь любому кто попал в беду или трудное положение.
Ребята, посмотрите тут для нас письмо. Давайте его прочитаем.
Здравствуйте, дорогие ребята! После того, как я смогла с помощью Цветика-семицветика помочь мальчику Вите справиться с его недугом, я поняла, что помогать другим гораздо приятней и полезней, чем считать ворон. Но, к сожалению, 6 лепестков семицветика я потратила зря, а мне бы очень хотелось все исправить. Добрая старушка, подарившая мне этот цветок, сказала, что волшебную силу цветок приобретет только в том случае, если я выполню все задания, спрятанные под лепестками. Поэтому обращаюсь к вам за помощью. Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания и вернуть волшебную силу цветка.
Ну, что ребята поможем Жене? Посмотрим, какое задание приготовлено нам под первым лепестком. (Карточки с бубликами)
1. Первое задание решить задачу.
Женя купила две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две с сахаром для себя и одну маленькую баранку для Павлика. Сколько всего баранок купила Женя? (семь)
Найдите на карточке связку баранок с нужным количеством и закрасьте карандашом квадратик внизу. Ребята, где находится нужная связка баранок справа, слева или в середине карточки? Молодцы все справились с заданием.
А сейчас я предлагаю заглянуть под второй лепесток и выполнить следующее задание.
2. Перед вами лабиринт, выберите дорогу, которая приведет девочку Женю домой, и закрасьте её зеленым цветом.
Совершенно верно и мы оказались у Жени дома. Что же она натворила дома? (Разбила вазу) Заглянем под следующий лепесток.
3. Д/и «Собери вазу» Давайте поможем Жене собрать вазу.
Молодцы все правильно собрали вазы. Теперь мама Женю ругать не будет. А куда дальше отправилась Женя? (Ей захотелось побывать на северном полюсе.)
Кого же она там встретила? (белого медведя) Медведь хотел съесть Женю. Девочка сильно испугалась и захотела вернуться назад. Давайте поможем ей, а для этого выполним следующее задание. А какое мы узнаем под четвертым лепестком.
3. Нарисуй такой же рисунок.
Нарисуйте мишку справа, начиная от точки, как показано на рисунке.
Как же холодно на северном полюсе, давайте погреемся.
4. Физкультминутка: «Считалочка с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре! - дети скачут на двух ногах, с продвижением вперед
По дорожке я скачу
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу - прыжки на месте
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок - дети приседают
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок - разводят руки в стороны
Вот и согрелись. Ребята, а какое было следующее желание Жени? (Чтобы у нее были все игрушки мира). И все игрушки оказались у Жени. Давайте поможем Жене их вернуть. Заглянем под следующий лепесток?
6. - Перед вами полки с игрушками. Рассмотрите их.
- Как вы думаете, каких игрушек не хватает на полке? Правильно.
- Вам необходимо расположить недостающие игрушки на полках, так чтобы на каждой полке и в каждом ряду, игрушки не повторялись.
Молодцы, все справились с заданием.
Ребята, на что Женя истратила последний лепесток? (на желание чтобы Витя был здоров). Как вы думаете, почему Женя потратила последний лепесток на выздоровление мальчика? (потому что ей стало жалко Витю) Правильно, она сделала доброе дело для спасения мальчика, помогла ему выздороветь и стать счастливым. Чему учит сказка? Сказка учит доброте, заботе о других людях.
Совершенно верно. Ну, а нас ждет последнее задание. Посмотрим какое.
7. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ»
Давайте вспомним, сколько дней в недели и посчитаем от 1 до 7 и обратно.
Вы превратились в дни недели. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Первый – понедельник». Второй ребенок: «Второй – вторник» и так далее. Педагог выбирает игрока и дает ему карточку с цифрой 3. Затем объявляет, что это середина недели, и спрашивает: какой это день? (среда). Остальным игрокам даются карточки с примерами (3-1, 3+2,3-2, 3+4, 3+3,3+1) решив которые определяет, под каким номером стоит его день в неделе. Игроки называют свой день и занимают свое место.
Итог занятия.
Молодцы со всеми заданиями вы справились, и теперь волшебная сила вернулась к Цветику- семицветику. Женя благодарит вас за помощь, а Цветик – семицветик дарит вам вот такие эмблемы.
На этом наше путешествие в сказку завершилось. Я желаю вам быть всегда добрыми, внимательными, честными, чтобы цветику – семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.
Давайте произнесем волшебные слова из сказки и вернемся назад
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг,
Как коснешься ты земли,
Быть, по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
- Понравилось вам наше путешествие?
- Какое из заданий вам больше всего понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
Таким образом, можно сделать вывод, что данное математическое игровое пособие позволяет совершенствовать содержание и повышать качество образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Ну, а я благодарю вас за внимание, активность, желаю всем здоровья, творческих успехов и оптимизма! Спасибо!