Ирина Павлова
Использование куклы-подушки как нетрадиционный метод в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование куклы-подушки, как нетрадиционный метод
в коррекционной работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Использование нетрадиционных методов в коррекционной работе на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.
Публикация «Использование куклы-подушки как нетрадиционный метод в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2023
Представляю опыт использования нетрадиционных форм в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ) в условиях детского сада компенсирующего вида. Дети с ОВЗ, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, истощаемость нервных процессов, двигательное беспокойство, отсутствие длительных волевых усилий, трудности приспособления к детскому коллективу, чувство страха. Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение с взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Опыт работы показал, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – использование нетрадиционных форм в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.
Внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с ОВЗ посредством использования подушки-игрушки в коррекционно-развивающей работе.
Авторская методика использования «Куклы-подушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ. У подушек имитируют волосы, разноцветная пряжа, ленты подобраны в цвет юбок и завязываются в банты. В центральной части подушек расположены липучки для глаз и рта. Глаза и губы с разными эмоциями: радость, грусть, спокойствие, злость на выбор детей.
В итоге, подушки получаются в виде кукол с разными эмоциональными выражения по выбору детей.
В процессе игры ребенок закрепляет эмоции такие как грусть, радость, веселье, злость. Развивается сенсорные навыки. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка. Известным фактом является то, что зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики взаимосвязано.
Во время этих развивающих игр решаются цели и задачи следующего характера, как снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности, осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств. А также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика). Развитие таких психических процессов, как внимания, мышления, воображения.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, в процессе таких коррекционно-развивающих игр дети могут регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу детей с ОВЗ, так как эмоции «рассказывают» окружающим о внутреннем мире ребенка. Именно в процессе, когда дети выбирают для подушки глаза и рот делая ей лицо. На выбор детей есть глаза и губы с разными эмоциями, для того чтобы сделать подушке лицо. Воспитанники делают лица, тем самым изучая эмоции и применяя полученные знания на практике по эмоциональному интеллекту.
Такая коррекционо-развивающая игра с детьми ОВЗ быстро успокоит, займет их. Развивает воображение, внимание, усидчивость тренирует мелкую моторику, тактильные ощущения, эстетические чувства и вкус, когда дети выбирают наряд (юбочки) и ленточки. Учатся завязывать ленточки, которые в дальнейшем им пригодятся. Отображают в игрушке свое настроение. Во время представления своей куклы выговаривают свои чувства, придумывают имя, полностью описывают ее внешние и внутренние качества, а также что предпочитает, с кем дружит. Дети учатся выступать перед своими сверстниками, отвечать полным ответом, развивается монологическая и диалогическая речь.
Павлова Ирина Валентиновна педагог-психолог.
МКДОУ детский сад «Теремок» МО «Ленский район»
г. Ленск, Республика Саха (Якутия).