Валентина Чентаева
Использование кубика Б. П. Никитина «Сложи узор» в познавательном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование кубика Б. П. Никитина «Сложи узор» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Кубики Б. П. Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста. Их разнообразие и возможности очень интересны и в практическом применении помогли в решении педагогических, воспитательных и развивающих задач.
Публикация «Использование кубика Б, П, Никитина „Сложи узор“ в познавательном развитии» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Орнамент и узоры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Сложи Узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, которую очень любят дети и даже взрослые. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, фигуры цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам ребенок!
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Кубики имеют 6 граней каждая грань окрашена в разные цвета. Основных 4 цвета: красный, белый, синий, желтый. Особенность кубиков Никитина заключается в том, что две грани кубика комбинируются двумя цветами. Красным и белым треугольниками и другая грань синим и желтым треугольникам. Что позволяет составлять из них цветные узоры в огромном количестве вариантов.
Осваивать данную развивающую технологию можно начинать с детьми раннего возраста: находить грань нужного цвета и строить различные дорожки.
Желтые кубики – это песок,
Белые кубики – это снежок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик –растут этажи.
К развивающим кубикам созданы иллюстрированные альбомы с заданиями. Малыши узор выкладывают на рисунок-задание. Например: Помоги елочке вырасти такой же высокой, как первая; Чья башня выше? Помоги зебре построить башню выше, чем у жирафа и т. д. Подрастая, дети учатся составлять узоры, глядя на карточку – картинку сначала из 4 кубиков, потом из 9 и из 16. Применение этих кубиков безгранично. Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. В процессе игры не следует ребенку диктовать в какой последовательности, как начинать собирать тот или иной узор, т. к. это лишает ребенка самостоятельности, развития творческих и мыслительных способностей. Каждый ребенок индивидуален и каждый по-своему видит узор, сам разрабатывает технологию его построения. В игре «Сложи узор» нет четких возрастных ограничений для определенной серии узоров. С какого бы возраста мы не начинали, необходимо двигаться от простого к сложному. В силу индивидуальных особенностей детей, а иногда и всей группы мы осуществляли дифференцированный подход.
Игру «Сложи узор» с детьми среднего возраста мы начинаем, закрепляя у детей уже имеющиеся навыки и в качестве подготовки к узорам следующей сложности. Каждый раз, приступая к игре «сложи узор» мы всегда предлагаем детям уже пройденные узоры, а затем новые, т. е. отступая немного назад. Б. П. Никитин называет этот метод «метод ледокола». Когда дети собирают знакомый им узор, они закрепляют уже имеющиеся знания и от полученного результата чувствуют уверенность в своих силах, стимул идти вперед. В среднем возрасте под руководством взрослого дети работают по схемам. Выстраивают различные узоры. Закрепляем навыки устного счета, формы и цвета.
Старшие дошкольники умеют самостоятельно выполнять задания по схемам, выстраивают логическую последовательность (цепочку) и проявляют творческую инициативу. Если ребенок еще не созрел для узоров, то настаивать на них не стоит, подбадривая, что очень скоро у него все получится и продолжать развивать его на других узорах, может даже чем-то похожих на те. Но если в ребенке виден потенциал, его возможности собирать такие узоры, то в таком случае ему необходимо помочь побороть страх, заинтересовать будущим результатом и пробудить желание мыслить, творить. В подобной ситуации мы используем «прием взаимопомощи». Прошу ребенка помочь в составлении того или иного узора. Это вселяет в ребенка уверенность, он готов помочь. Рассматривая элементы узора, методом проб и ошибок ребенок постепенно находит решение. Таким образом, ребенок преодолевает трудности почти не заметно для себя.
Игру «Сложи узор» мы усложняем, как рекомендовал в своем пособии
Б. П. Никитин : предлагаем сложить заданный узор в новой цветовой гамме.
Для детей это узоры нового типа. Дети не просто копируют узор, но
изменяют его в цвете. В процессе игры бывает и такое, что ребенку не удается какой-то узор. Поэтому иногда мы его откладываем и переходим к другому (может и более сложному, а потом (может в другой день) возвращаемся к нему.
Игра «Сложи узор» побуждает детей к собственному творчеству – дети
сами порой придумывают свои узоры и даже сказочные сюжеты, объединяя
ими, ряд следующих друг за другом узоров. Сложив определенный узор, дети
часто обыгрывают его: придумывают рассказы, небылицы. Тем самым
активно развивается речь дошкольников.
Детям старшего возраста мы предлагаем зарисовать собранный узор,
наиболее понравившийся. Это развивает графические навыки, мелкую
моторику, ориентировку на листе бумаги, творческие способности в
рисовании своих узоров. Некоторые узоры мы переносим с детьми на лист
бумаги путем аппликации.
Игра «Сложи узор» в том числе способствует развитию способностей к
анализу и синтезу. Предложенные нами игры можно использовать как на занятии, так и в индивидуальной деятельности с дошкольниками.
Таким образом, использование развивающих игр Б. П. Никитина как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Ребенок играя, взаимодействуя с играми, открывает для себя мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал и формирует детскую индивидуальность, дети смогут легче получать новые знания, доказывать, фантазировать, рассуждать, логически мыслить и делать выводы.