Юлия Царева
Использование координационной лестницы на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование координационной лестницы на занятиях по развитию речи
В наше время информационный поток настолько быстрый и мощный, что человеку необходимо постоянно быть в тонусе: нужно понять, услышать и запомнить значительно больше информации, чем десять-двадцать лет назад.
Усложняются школьные программы, увеличивается нагрузка во время занятий в школе и выполнения домашних заданий. И для того, чтобы быть успешным в школе и во внешкольной деятельности (на занятиях в музыкальной или художественной школе, уроках иностранных языков и других, необходимо:
Публикация «Использование координационной лестницы на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Координационная скоростная лестница
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
иметь хорошую память;
быть внимательным;
уметь быстро переключаться;
тренировать разные типы мышления (логическое, образное и другие);
развивать речь.
И мы, учителя-логопеды, в поисках новых, более эффективных методов и приемов при работе с детьми-логопатами решили изучить и разработать игровые упражнений с применением координационной лестницы.
Установлено, что при всех типах патологий формирования развития ребенка страдает в первую очередь координационная сфера. Дети, которые имеют вербальные, неврологические и психологические нарушения, часто испытывают неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Подобные свойства являются маркером наличия у ребенка трудностей в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Когда связь между мозжечком и фронтальными частями головного мозга нарушена, это приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальным и психическим нарушениям.
Проанализировав научно-методическую литературу (Ананьева А. Г. учебно-методическое пособие «Развитие координационных способностей») мы выяснили, что упражнения на лестнице побуждают неврологическую систему человека направлять дополнительную информацию в его мускулы с огромной быстротой, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это гарантирует высокопродуктивную работу мышц и с помощью сокращений достигается наиболее значительный темп и сила, что и помогает обеспечивать в дальнейшем устойчивость и проприоцепцию (ощущение своего тела). Именно контролировать, ощущать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности, и движение всегда первично. Речь зарождается от тела.
В. И. Лях, считал, что координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного процесса.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Что такое координационная лестница — это своего рода удобный и компактный тренажер для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости, устойчивости вестибулярных реакций, самоконтроль действий, двигательных представлений, помехоустойчивость. В тоже время это простой и эффективный тренажер, с помощью которого можно тренировать «чувство ритма», межполушарное взаимодействие и мозжечковую стимуляцию, а также решать задачи по развитию речевого дыхания, внимания, воображения, общей моторики. Эта лестница универсальна. Ее можно использовать как с одним ребенком, так и с группой детей, для общего развития и при коррекционной работе, в помещении и на улице. Размеры координационной лестницы : общая длина 4,5 м- 10 ячеек, длина ячейки 45 см., ширина 50 см. Так же такую лестницу можно изготовить и самостоятельно из подручных материалов.
Метод использования координационной лестницы направлен на стимулирование работы правого и левого полушарий мозга, ведь именно взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Задания совмещают моторные и сенсорные функции и направлены на: развитие скоординированной работы обоих полушарий мозга, удержание программы, развитие переключаемости, развитие устойчивого внимания, развитие зрительно-пространственного восприятия, освоение ориентировки в собственном теле.
Таким образом, это неразрывный круг: общая моторика - мелкая моторика - речь – мышление развивается интенсивно и разносторонне.
Мы, педагоги, знаем, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса, как проявляется у него утомляемость, пропадает желание посещать кабинет логопеда из-за многократного повторения одного и того же речевого материала, монотонной деятельности. И чтобы сделать этот процесс максимально доступным для восприятия ребёнком, мы можем в своей работе использовать различные формы выполнения заданий с координационной лестницей. Особенно это нужно детям с диспраксией и дизартрией, которые испытывают трудности в движениях, переключении, допускают неточность в выполнении моторных программ. А также гиперактивным и утомляемым детям.
Упражнения на координационной лестнице можно разделить по сложности выполнения: простые движения и движения с усложнениями.
Простые движения – это движения циклического характера, с повторяющимися элементами. Например:
Когда у ребенка получаются простые шаги, начинаем усложнять комбинации с шагами.
Движения с усложнениями – это движения, которые включают в себя упражнения с дополнительным заданием, ритмическим рисунком, предметом. Так же можно отрабатывать пространство, давая голосовые команды, в каком направлении делать шаг – влево, вправо, вперед, назад. Таким образом, мы задействуем и «аудиальное внимание».
Детям, во время выполнения задания на лестнице, предлагается, произносить изолированный звук, или же слоги, чистоговорки и постараться сделать это ритмично.
В своей работе мы руководствовались следующими принципами:
Принцип «от простого к сложному»; (автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, потешках, стихотворениях); принцип всестороннего развития личности ребенка; принцип сознательности и активности детей; принцип учета возрастных особенностей ребенка; принцип индивидуального подхода; принцип наглядности, научности и системности. Это привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения знаний, формирование целостной системы знаний и умений.
Во время занятий на координационной лестнице следует придерживаться следующих правил:
выполнять комплекс упражнений 2-3 раза в неделю;
первое упражнение выполняется медленно и оно направлено на ознакомление детей с движением;
первоначально обращать внимание только на правильность техники выполнения упражнения;
далее концентрировать внимание на быстроте и точности выполнения упражнения;
включать в комплексы, усложнённые упражнения;
стихи должны быть простыми, короткими и выученными заранее с учителем-логопедом.
Ребенок выполняет определенные движения по лестнице, и четко проговаривая отрабатываемый речевой материал, закрепляет правильное произношение.
Выводы:
Используемая образовательная технология современна и актуальна.
Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения, новый речевой материал и совершенствуют полученные знания.
Данная технология интегративна и позволяет задействовать различные образовательные области.
Во время упражнений тренируется: речеслуховая память, умение одновременно совместить движение с речью (произнесением слога, слова, рифмовки, умение запоминать инструкцию, переключаемость, быстрота реакции, точность и координация движений.
Тренажер лестница не требует большой площади, ее использование возможно в маленьких спортивных музыкальных залах, в группе, на улице, дома.
Упражнения на лестнице подходят детям с любым уровнем подготовки.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее и лучше развивается его речь.