Зиганшина Ольга Юрьевна
Использование коллажей в развитии связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Наши современные дети перенасыщены информацией, поэтому необходимо сделать процесс обучения для них интересным, занимательным, развивающим. В нашей группе, мы с коллегой используем на занятиях речевой коллаж.
Публикация «Использование коллажей в развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Коллаж – это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д.
Кажущийся беспорядок наложенных картинок на картон и составляет суть коллажа. Главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки, буквы между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.
Этапы работы:
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети – самостоятельно).
Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы.
Составление, пересказ рассказа или рассказывания стихотворения с опорой на картинки.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Использование коллажей на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Коллажи служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, а также при автоматизации звуков. Кроме того, наличие зрительного образа делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Еще, в своей работе, мы используем Мнемотехнику (мнемотаблицы). Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Также, при составлении рассказов, очень хорошо идут нам в помощь картинки с фабульным развитием сюжета.
Исходя из выше описанного, мною и моей коллегой разработан картинный материал к лексическим темам по составлению описательных рассказов и пересказов.
Воспитатель группы №11 Зиганшина О. Ю.