наташа егорова
Использование кейс-технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
" Использование Кейс технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра"
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора во время занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций дети осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные решения.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации.
В начале непосредственной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры, – в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст (отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию. Далее следует показ кейс-иллюстраций или кейс – фото, формируется конкретная проблема и разрабатываются вопросы для рассуждения и высказывания своих точек зрения.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
К кейс-технологиям относятся:
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Например:
Ситуационно-ролевая игра.
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
В процессе освоения кейс-технологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у ребенка вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Технология применения кейса:
- просмотр мультфильма;
- групповая дискуссия;
- визуализация ;
- рефлексия
Этапы использования технологии:
1. Подготовительный (дети воспринимают ситуацию, фиксируется вним ание детей).
2. Мотивационный (мотивирует детей к принятию проблемной ситуации, определяет целевую установку).
3. Мозговой штурм (побуждает детей к активизации в обсуждении при помощи ключевых вопросов кейса).
4. Аналитический (вовлекает детей в процесс составления и обсуждения определенного плана действий, формирует аналитические способности детей, умение обобщать материал.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает детям проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов, в соответствии с выработанными ранее критериями, выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
При составлении плана и проведении занятий с детьми с ОВЗ я широко использую кейс-иллюстрации и кейс-фото. Такие технологии наиболее понятны детям данной категории при обсуждении конкретной ситуации. Такие кейс технологии я использую в основном на занятиях с детьми младшего возраста.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Например:
1. «Три собачки»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.
Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть). Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?
2. «В гости к медвежонку»
Цель: закрепить знания о длине.
Оборудование:3 игрушечных домика,волк, заяц, бельчонок,полоски бумаги разного цвета,разной длины (дорога от домика к медвежонку)
Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?
3. Потерялся щенок
У друга потерялась собачка. Мальчик вместе с мамой долго искал ее, но никак не мог найти. Мальчик очень переживал, плакал. Высказывается проблемная ситуация. Задаются альтернативные вопросы, например:
1. Как бы вы, дети, поступили в данной ситуации и помогли другу?
2. Если бы у вас была собачка, смогли бы вы подарить ее своему другу, который плачет и переживает? Почему?
Дети делятся своими предположениями.
Дети на занятиях учатся высказывать свою точку зрения, получать помощь в постановке и решении проблемной ситуации, развивают навыки диалогического общения со сверстниками и взрослыми, У детей формируются навыки работать в команде, учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.