Лучший педагог года

Использование кейс-технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра

наташа егорова
Использование кейс-технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы

" Использование Кейс технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра"

   Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора во время занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций дети осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные решения.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации.

     В начале непосредственной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры, – в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст (отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию.   Далее следует показ кейс-иллюстраций или кейс – фото, формируется конкретная проблема и разрабатываются вопросы для рассуждения и высказывания своих точек зрения.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

• иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

Например:

Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

В процессе освоения кейс-технологий дети:

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• умение соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

• происходит формирование у детей навыков работы в команде;

• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у ребенка вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Технология применения кейса:

- просмотр мультфильма;

- групповая дискуссия;

- визуализация ;

- рефлексия

Этапы использования технологии:

1. Подготовительный (дети воспринимают ситуацию, фиксируется вним ание детей).

2. Мотивационный (мотивирует детей к принятию проблемной ситуации, определяет целевую установку).

3. Мозговой штурм (побуждает детей к активизации в обсуждении при помощи ключевых вопросов кейса).

4. Аналитический (вовлекает детей в процесс составления и обсуждения определенного плана действий, формирует аналитические способности детей, умение обобщать материал.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.  Кейс не предлагает детям проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов, в соответствии с выработанными ранее критериями, выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

При составлении плана и проведении занятий с детьми с ОВЗ я широко использую кейс-иллюстрации и  кейс-фото. Такие технологии наиболее понятны детям данной категории при обсуждении конкретной ситуации. Такие кейс технологии я использую в основном на занятиях с детьми младшего возраста.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Например:

1. «Три собачки»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть). Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

2. «В гости к медвежонку»

Цель: закрепить знания о длине.

Оборудование:3 игрушечных домика,волк, заяц, бельчонок,полоски бумаги разного цвета,разной длины (дорога от домика к медвежонку)

Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?

3. Потерялся щенок

У друга потерялась собачка. Мальчик вместе с мамой долго искал ее, но никак не мог найти. Мальчик очень переживал, плакал. Высказывается проблемная ситуация. Задаются альтернативные вопросы, например:

1. Как бы вы, дети, поступили в данной ситуации и помогли другу?

2. Если бы у вас была собачка, смогли бы вы подарить ее своему другу, который плачет и переживает? Почему?

Дети делятся своими предположениями.

Дети на занятиях учатся высказывать свою точку зрения, получать помощь в постановке и решении проблемной ситуации, развивают навыки диалогического общения со сверстниками и взрослыми, У детей формируются навыки работать в команде,  учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Публикации по теме:

Детская площадка для детей нашего реабилитационного центраДетская площадка для детей нашего реабилитационного центра Я предлагаю Вашему вниманию несколько полезных идей как преобразить участок для прогулок детей на воздухе. Всё – сделано из простых и доступных.

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Фотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храмаФотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храма Фотоотчёт: Настоятель Никольского храма посетил СРЦН «Солнечный лучик»Каждая встреча с отцом Николаем для воспитанников Цента – огромная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кейс-технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра
Опубликовано: 11 марта 2025 в 13:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кейс-технологий на занятиях с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра» (включая файлы) размещена пользователем наташа егорова (УИ 2235697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД