Елена Бортникова
Использование интерактивной доски для создания образовательного контента
Уже невозможно представить нашу повседневную жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении является одной из новейших и наиболее актуальных проблем отечественной дошкольной педагогики.
Интерактивная доска - это универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Публикация «Использование интерактивной доски для создания образовательного контента» размещена в разделах
Интерактивная доска - это сенсорный дисплей, который работает как часть системы, которая также включает компьютер и проектор. Компьютер отправляет изображение на проектор. Проектор передает изображение на интерактивную доску. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: вы можете управлять компьютером, касаясь поверхности доски. Вы можете работать на интерактивной доске так же, как и с дисплеем компьютера: одно касание поверхности интерактивной доски эквивалентно щелчку левой кнопкой мыши. Мы открываем программу так же, как делаем это на компьютере, но вместо того, чтобы выбирать и открывать файлы с помощью мыши, мы делаем то же самое пальцем. Для того чтобы курсор соответствовал нажатию пальца, вам необходимо откалибровать экран. Калибровка экрана необходима для точной настройки касания интерактивной доски. Например, если вы нажмете кнопку "Пуск" и курсор появится в другом месте. Интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды, видеоролики, делать заметки, рисовать, рисовать различные схемы, проводить игры, занятия, отмечать изображение в режиме реального времени, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере.
Значение работы с интерактивной доской в ДОУ :
- предоставляет широкие возможности для подготовки и проведения занятий;
- дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – наглядность;
- помогает оптимизировать процесс обучения и его эффективность;
- интерактивная доска – увлекательная обучающая игра;
- дает возможность использования в различных видах деятельности;
- помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие и др. ;
- активное вовлечение ребенка в образовательный процесс;
- повышает учебную мотивации детей;
- дает возможность легко создавать увлекательные игры.
Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски :
- Начальные знания устройства компьютера
- Работа в программах: Word, PowerPoint
- Изучение программного обеспечения к интерактивной доске, с помощью которого можно составлять занятия, игры;
Практика работы в Интернете (для поиска изображений, презентаций и обучающих программ).
Наш опыт использования интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и увлекательным.
Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности представленного познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребенка к овладению новыми знаниями. Мы используем классную доску практически на всех занятиях – Знакомство с окружающим миром, Математика, Развитие речи, Подготовка к обучению грамоте, интегрированные занятия, занятия художественно-эстетического цикла. И мы хотим отметить его преимущества для занятий в детском саду.
Использование интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать различные ситуации и среды. Например, при погружении в лексическую тему "Домашние птицы" на уроке по ознакомлению с окружающей средой дети с удовольствием составляли птичьи семейства на доске, играли в интерактивную игру "Четвертый лишний", обобщали знания о внешнем виде домашних птиц в игре "Клювы, лапы и хвосты — составили птицу на доске из отдельных частей тела. Интерактивная игра "Забери маму и малыша" успешно прошла на занятиях по развитию речи. В интерактивной игре "Зови ласково" дети отрабатывали словообразование. С развитием связной речи они сделали описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На уроках математики они соотносили число с количеством птиц, учились находить место числа в числовом ряду, "соседей" числа и птиц, считали домашних птиц в прямом и обратном порядке.
Образовательные мероприятия организованы таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания. Это позволяет учителям добиваться наибольшего эффекта, а также формирует дополнительную мотивацию у учеников — им действительно нравится работать у доски.
В настоящее время существует не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы стараемся создавать дидактические игры, презентации, материалы для урока. Конечно, первые материалы создавались нами методом проб и ошибок, и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, но с каждым днем работать становилось все легче и интереснее.
При использовании интерактивной доски доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Воспитанники стали лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге — соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков.
Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в образовательном процессе в ДОУ :
- При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями.
- Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе.
При построении занятий педагог в первую очередь исходит от перспективного плана, темы и целей и не всегда может найти готовый материал.
Педагог должен предварительно изучить содержание компьютерных программ и игр, применяемых на занятии.
Изображения на экране не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.
Конечно, если на странице работает только воспитатель, показывающий детям, как выполнить задание на бумаге, и ожидающий от них правильных устных ответов, такие ограничения не имеют значения. Учитель работает на экране классной доски, и дети, находясь на некотором расстоянии, могут полностью охватить изображение глазами.
Несмотря на то, что дошкольные учреждения стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. Имея это в виду, рисунки для перемещения или соединения линий, поля для ввода и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски. Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшие, не смогут нарисовать достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить их в нужное место без "падения".
Необходимо придерживаться требований СанПиН при использовании интерактивной доски и проекционного экрана, обеспечивать равномерное освещение доски и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Таким образом, местное освещение не используется при работе с доской.
Доска может использоваться только в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования. Использование экрана на уроке продолжительностью 20-25 минут должно составлять не более 7-10 минут.
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности с ребенком явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Демонстрация возможностей интерактивной доски с использование интернет ресурсов.