Аслаева Гульфия
Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящий момент с каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
В последние время все чаще поднимается вопрос о применение инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Говоря об инновационных технологиях, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем; по мнению многих педагогов, посредством инновационной технологии, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но знакомство с необъятной вселенной по всей ее прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи.
Данную тему исследовали отечественные и зарубежные ученые, психологи, педагоги. Отечественный писатель В. А. Сухомлинский говорил, что «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщит его к духовному богатству». К. С. Станиславский согласен, что, инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка, у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов.
Одну из ведущих ролей в развитии речи дошкольников играет театрализованная деятельность. В ее основе лежит театрализованная игра, в которой дети способы самовыражаться, развивать творческие способности, стимулировать активную речь, а так же расширять словарный запас. Был проведен анализ педагогической литературы, посвященной в данной проблеме, была раскрыта роль воздействия театрализованных игр на речевом развитии младших дошкольников и необходимость их использования, как во
время занятий, так и в свободное время. Именно использование инновационных технологий по театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста оправдала себя: дает возможность ребенку почувствовать себя открытым, свободным, раскрепощенным, коммуникативным, готовым к общению со сверстниками и взрослыми в жизни. Ведь здесь он и раскрепощается, и формирует свои творческие инициативы, и
получает искомое. Именно поэтому на протяжении года шаг за шагом, планомерно, целенаправленно выстраивала работу, используя не только общепринятые приемы и методы, но и собственные инновационные разработки в этой области.
Например, как «Мнемотаблицы»- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другим путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
«Биоэнергопласти» -это методика проведения артикуляционной гимнастик, проводится одновременно с движениями кисти рук правой и левой, затем
обеих, имитирующих движения челюсти языка.
«Коврограф» - используется как демонстрационная доска, на которой удобно располагать декорации, сказочные персонажи, дидактические материалы.
«Ковролин» - в пособии к ковролину выкладываются ленточки разной длины, по прямой ломанной и кривой.
«Теневой театр» полифункциональное игровое оборудование (театрализованная ширма, неоформленный игровой материал – это дает детям самим изменять пространственную среду.
Интерактивный театр-это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями,
Лэпбук «Театр» - лепбук в переводе с английского значит, «накопленная книга». Игровое пособие, выполненное в форме картонной папки, предназначен как для совместной деятельности детей так и взрослых.
«Су- Джок» (в переводе с корейского «су» - кисть, а «джок» -стопа. Приемами Су-Джок терапии является массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Для проигрывание на ладошке русских сказок, где задействованы пять героев, для каждого пальчика.
Исходя из этого, была создана предметно-развивающая среда в групповой комнате: виды сюжетно-ролевых занятий, самым инновационным из которого является театрализованная деятельность.
В ходе проведения исследования было выявлено, что детям нравится проведения игр - драматизаций в нетрадиционных формах. («Куклатерапия»- с использованием театра- «би-ба-бо» по сказкам. «Музыкатерапеия» -
упражнения на развитие силы голоса. Использование яркого, нестандартного набор мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления. Театр на фланеграфе, дети выкладывали сказочных персонажей.
Практика показала, что работа по развитию речи не будет успешной без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Чтобы удовлетворить интерес детей, создала проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Поэтому были проведены семинары-практикумы для повышения компетентности родителей по данной практике.
Подводя итог, хочется отметить, что использование инновационных технологий в театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью
театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы речевого развития. Нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в самовыражении собственного мнения. Ведь, речь ребенка развивается постоянно – в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми, и сопровождает его в любой деятельности.