Ирина Назарова
Использование инновационных методов в организации самостоятельной работы учащихся при изучении хореографического искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» В ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»
Назарова И. Н.
Патрикеева О. А.
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
nintmb@mail.ru
Patrikeewa.olga@yandex.ru[/h3]
Публикация «Использование инновационных методов в организации самостоятельной работы учащихся при изучении хореографического искусства» размещена в разделах
Выявлению детей, проявляющих выдающиеся способности, уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном и муниципальном. Выявление одаренных детей осуществляется посредством участия в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятиях, направленных на раскрытие потенциальных возможностей учащихся детских объединений.
Диагностическим материалом для выявления способностей у детей служат разнообразные методики, но, чаще всего используется тестирование. Данная методика не дает основания для подтверждения высокого уровня способностей ребенка. Следует учитывать, что на результат тестирования может влиять эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, ситуация тестирования и другие факторы.
Наиболее известной концепцией одаренности в мировой практике является «Трехкольцевая модель одаренности» автора Джозефа Рензулли. [1] Одаренность в данной модели понимается как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети – это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности»
Данная модель, пожалуй, самая признанная в мире, и в соответствии с ней разработан ряд диагностических инструментов, и предполагает не просто диагностику с помощью одного или даже системы тестов, а метод пролонгированного включенного наблюдения педагогом за ребенком. [2]
В настоящее время роль педагога несколько изменилась, появилась возможность выступать тьютором, консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.
Для самореализации ребенка и раскрытия творческого потенциала в учреждении был разработан образовательный проект «Использование инновационных методов в организации самостоятельной работы учащихся при изучении хореографического искусства». Особенность проекта заключается в том, что он направлен не только на изучение хореографического искусства, но и на развитие творческих начал: познавательной активности и инициативности, формирование пространства для своего культурного развития, культуру общения, творческого самоопределения, формирование навыков самостоятельной работы.
Проект реализовывался по авторской программе «Танец – дорога в прекрасное», раздел «Современный танец», участниками которого были 30 учащихся детского объединения «Эксклюзив» 2-5 годов обучения.
Цель проекта: организация самостоятельной творческой деятельности учащихся при изучении хореографического искусства с применением инновационных технологий.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
Активизация познавательной деятельности;
Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, формирование умений и навыков при выполнении творческих работ;
Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления;
Развитие художественно-творческих способностей детей: фантазии, образного мышления, пространственного воображения и т. п. ;
Формирование информационной культуры учащихся;
Формирование навыков коммуникативного общения;
Формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, самостоятельности и инициативы;
Формирование навыков совместной деятельности при создании творческой работы, используя метод обмена знаниями.
Реализуя проект, была выдвинута гипотеза, что самостоятельное изучение (освоение) материала программы учащимися с использованием инновационных технологий способствует лучшему усвоению материала, развитию художественно-творческих задатков учащихся, познавательной активности, инициативности, самореализации, выявлению одаренности.
Проект реализовывался в три этапа:
1. Организационно-диагностический – включал в себя определение основных идей проекта, его целей, задач, ожидаемых результатов, сбор и анализ информации для выполнения творческих проектных работ, составление и подбор диагностических методик.
2. Основной (практический) – на этом этапе участники должны придумать замысел (идею) композиции, подобрать музыкальный материал, далее происходит непосредственная работа над номером : создание композиции (драматургия, танцевальная лексика, работа с исполнителями, сценическое оформление танца (костюмы, реквизит).
3. Заключительный (обобщающий) – происходит подведение итогов работы с детьми, выявление положительных и отрицательных моментов самостоятельной деятельности;
В результате реализации данного проекта учащиеся должны :
• Уметь создавать свой творческий продукт и правильно его презентовать;
• Научиться видеть красивое вокруг себя, выражать свое эмоциональное отношение и впечатление через свое творчество;
• Проявить интерес к истории и культуре хореографического искусства;
• Изучить манеру исполнения различных направлений современного танцевального искусства;
• Уметь использовать полученные теоретические знания на практике, вести дискуссию, работать в паре, группе, коллективе, аргументировать собственную позицию;
• Анализировать результаты своей деятельности;
• Приобрести навыки самостоятельной работы с использованием инновационных технологий.
В процессе реализации проекта был выработан алгоритм организации самостоятельной деятельности учащихся :
1 этап. Подготовительный
Определение темы и цели проекта, основных задач
Беседа о хореографическом искусстве.
Посещение открытых уроков, просмотр видео материалов.
Демонстрация творческих работ учащихся других объединений.
II этап. Плановый
Формирование групп учащихся и составление плана деятельности в соответствии с особенностями работы.
III этап. Исследовательский
Обсуждение информации по теме.
После совместного обсуждения выбор базового варианта.
Выработка алгоритма изготовления проекта.
Помощь педагога при составлении плана.
Коррекция работы в каждой группе и индивидуально.
IV этап. Практический
Работа в группах, изготовление творческих проектов.
V этап. Итоговый
Демонстрация и защита творческого продукта (проекта)
Использование данного алгоритма позволило учащимся активнее проявлять себя при выполнении творческих заданий.
Результаты проекта.
Диагностическое исследование в детском объединении проходило по трем показателям: уровень теоретических знаний, уровень практических умений и навыков, творческая активность. Сравнение результатов диагностики учащихся, участвующих в проекте, с результатами учащихся, не участвующих в проекте, говорит о том, что показатели первичной диагностики у обеих групп не сильно отличаются, а показатели диагностики последующих годов отличаются значительно. Уровень теоретических знаний выше на 7%, уровень практических умений и навыков выше на 9%, творческая активность повысилась на 18% по сравнению с группой, где этот же материал программы изучался традиционным способом.
По итогам 3-го года обучения 78% учащихся самостоятельно справлялись с выполнением работы, 15% иногда прибегали к помощи педагога, 7% не смогли обойтись без помощи. По окончании проекта интерес учащихся к искусству повысился, (положительных ответов более 70%).
Следовательно, проведенная работа способствовала проявлению интересов, потенциала и сознания учащихся. У детей появился интерес к посещению различных открытых уроков, концертов, хореографических фестивалей и конкурсов различного уровня: городских, областных, всероссийских, международных, а это считается одним из критериев оценки одаренности. При этом количество детей, участвующих в конкурсах, возросло, так как полученные знания и навыки позволили им увереннее чувствовать себя, появилась инициатива, учащиеся смогли реализовать свой творческий потенциал.
Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся с использованием инновационных технологий положительно влияет на развитие художественно-творческих задатков, познавательной активности, инициативности учащихся, пробуждает желание попробовать свои силы, а также приобщает их к миру прекрасного.
Список литературы:
1. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness : A developmental model for creative productivity // Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of Giftedness. New York : Cambridge University Press. 1986. P. 53–92.
2. Попов А. А., Аверков М. С., Глухов П. П., Ермаков С. В. Феномен выдающихся достижений: современные подходы к выявлению и сопровождению одаренных детей: монография. – М. : МГПУ, 2017. – 131 с.