ЖаннаС
Использование ИКТ на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО»
Сидорова Жанна Федоровна,
учитель музыки
МБОУ «СОШ № 2 города Юрги».
Оглавление
Введение 3
Применение информационных технологий в процессе обучения на уроках музыки 5
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Каким должен быть современный учитель? Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.
Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. В настоящее время в нем происходят значительные изменения: неотъемлемым компонентом обучения становятся ИКТ, в том числе музыкально-компьютерные, ядром модели развивающей учебной среды становятся инновационно - педагогические системы преподавания музыки. В современном мире технический прогресс развивается очень активно с каждым днем появляются все более новые технологии. ИКТ рассматриваются, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса. По сравнению с традиционными формами обучения новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям; движение, звук, мультипликации и т. д.
Актуальность заключается в необходимости применения современных технических средств обучения, способствующих повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, расширению художественного кругозора школьников.
Противоречия, которые возникли в педагогической практике:
- между требованиями ФГОС нового поколения к уровню подготовки обучающихся, требованиями компетентностного подхода к обучению и традиционными формами, приемами обучения;
- между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации учебного процесса и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционной системы обучения;
- между широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета и традиционным подходом к организации и проведению уроков.
На основании существующих противоречий возникла проблема выбора эффективных средств, приемов, методов, позволяющих применить современные ИКТ на уроках музыки с целью повышения познавательной активности обучающихся.
Целью работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках музыки, побудить интерес к учению, как одно из средств мотивации.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
- проанализировать научную литературу по данной проблематике;
- изучить применение информационных технологий в процессе обучения музыке;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.
Применение информационных технологий в процессе обучения на уроках музыки
У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. С появлением компьютерных технологий у нынешних учеников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал. Учебный кабинет, в котором я работаю, оснащен компьютерным оборудованием: имеются автоматизированное рабочее место учителя, ноутбук, мультимедийный проектор.
На уроке, для успешного освоения тем, я применяю компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Для подготовки и проведения урока в новом формате я освоила и в
дальнейшем использую множество программ для работы на компьютере.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРОГРАММЫ ОПИСАНИЕ
Музыкальные проигрыватели : это Windows Media Player, WinAmp и т. д. Воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
Программы для пения караоке: KarMaker (её ценят за простоту и лёгкость в обращении)
AV Video Karaoke Maker, (её ценят за бесплатность) Существует много программ для исполнения песен-караоке, но зачастую, многие из них требуют выхода в интернет, но есть и готовые файлы, которые я использую на уроках
“Презентация” - переводится с английского как «представление»
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Программы для просмотра видеофильмов и анимации:
Для знакомства с нотной грамотой я использую материалы программы «Поющая ФА-СОЛЬ» телеканала Карусель, где в доступной для младших школьников форме можно постичь азы музыкальной грамоты;
- знакомство с жизнью и творчеством композиторов происходит при помощи серии мультфильмов цикла «Сказки старого пианино», а для детей более старшего возраста используется видеоматериал программы «Культура».
Музыкальные энциклопедии “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе
Игровые музыкальные программы
"Cartoon Classics" Программа с игровыми элементами (Классическая музыка из мультфильмов, которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки. Эти программы помогают развивать коммуникативные умения, например, умения запоминать, воссоздавать и интерпритировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов.
Программы-тесты и викторины Помимо готового материала, в данной программе можно силами учителя или учеников создавать свои тесты и вопросы. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала, с которым они ознакомились.
Работа в сети Интернет
Прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства
Работа с Документ-камерой.
Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использовала возможности документ-камеры практически на всех уроках
Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.
Работа с документ – камерой расширяет кругозор учащихся, они активно участвуют в работе, помогает изучению и закреплению нового материала
• Проектная методика
Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", «бросающийся в глаза». Действительно, этот метод заслуживает внимания, «бросается в глаза».
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
- Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
- Информативно-исследовательские проекты - рефераты, презентации. Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».
- Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, конкурсов, фестивалей и т. д.).
- Творческие проекты – создание видеоклипа в программе Movie Maker.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т. к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Можно сделать вывод, что информационно-коммуникативные технологии:
- способствуют повышению и стимулированию интереса ребят к занятиям;
- активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания;
- позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда;
- предоставляют участникам образовательного процесса возможность самостоятельного поиска материалов в сети Интернет для создания личных проектов и составления авторских сценариев;
- предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
- создают обширное поле для развития креативных способностей.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Однако, применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка. В результате использования ИКТ в процессе обучения музыке современный школьник имеет возможность творчески развивать свои способности и стать музыкально – образованным и культурным человеком, обогатив свой духовный мир.
Заключение
Необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.
Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.
Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.
Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.
Список литературы
1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений / Э. Б. Абдуллин. - М: Издательский центр «Академия», 2002. - 158 с.
2. Алеев, Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алеев. - М: Гуманитарныйизд. центр ВЛАДОС, 2000. – 196 с.
3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Анисимов. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 125 с.
4. Вишневская, С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008.
5. 18 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт.