Зайцева Анастасия Алексеевна
Использование игровых технологий в проведении режимных моментов
▼ Скачать +Заказ
«Использование игровых технологий в проведении режимных моментов»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Публикация «Использование игровых технологий в проведении режимных моментов» размещена в разделах
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В свете ФГОС ДО личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс ; осваивать ряд учебных элементов.
Требования к игровой технологии Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества) ; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Особенности игровых технологий
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Отличие игровой технологии от игры. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Его значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Целевые ориентации игровых технологий : Д идактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков. Воспитывающие : воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Тематическая неделя «Путешествуя к звездам» Первая половина дня Наблюдение в уголке природы (экологическое воспитание) В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу — Марсу — продлится более года. На космических станциях можно будет пополнять запасы еды.
Самостоятельная деятельность детей (в уголке экспериментирования) Опыт «День и ночь» Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь. Опыт «Кто придумал лето?» Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года. Опыт «Затмение Солнца» Цель: объяснить детям, почему бывает затмение Солнца. Опыт «Вращение Луны» Цель: показать, что Луна вращается вокруг своей оси. Опыт «Далеко-близко» Цель: установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха. Опыт «Далеко ли до Луны?» Цель: узнать, как можно измерить расстояние до Луны. Опыт «Дневные звезды» Цель: показать, что звезды светят постоянно. Опыт «За горизонтом» Цель: установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом. Опыт «Звездные часы» Цель: узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу. Опыт «Как образуются метеоритные кратеры»; Цель: смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования Опыт «Вода в скафандре». Цель: Установить, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве, например, в скафандре. Опыт «Космос в банке» Цель: дать представление о космосе.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт» «Космический отряд» «Космический полет» Для проведения игр можно разучить Астрономическую считалку. Дидактическая игра по развитию речи. «Закончи предложение», «Составь предложение», «Мы очутились в космосе, потому что», «На космическом корабле объявлена тревога, потому что», «Кто что делает», «Что где находится?», «Расскажи про космос»» Упражнять детей в употреблении простых распространенных и сложносочиненных предложений, согласовывая слова в роде числе и падеже. Учить обосновывать свои ответы. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме. Упражнять в образовании множественной формы существительного и прилагательного. Развивать восприятие, память, логическое мышление. «Где космонавт?» (совершенствование умения согласовывать предложно – падежные конструкции) «Подбери словечко» активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление. «Что за предмет?» (космос) Цель: учить детей правильно называть предмет и описывать, рассказывать для чего его применяют, кто чаще его использует. «Добавь слово» Р. у. подбирать глаголы, обозначающие окончание названного действия.
Дидактическая игра ФЭМП, конструированию «Устрани пробоину» закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать мышление, воображение. «Найди лишнее» Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память. «Собери ракету» Ф. у. детей в конструировании из геометрических фигур, анализа построек; развитие творческой активности, воображения. «Составлять картинку из частей» (тема космос). развивать образное восприятие, умение доводить начатое до конца «Строим ракеты» Закрепить геометрические фигуры, из которых можно построить ракету, упражнять в умении строить ракеты из счетных палочек. «Космос» Ф. у. детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память. «Продолжай считать». Ф. у. понимать игровую задачу, упражнять в счете от заданного числа. «Маршрут ракеты». Формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки. «Найди такую же». Ф. у. детей сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами, различать и группировать предметы по форме, аргументировать свой выбор. Дидактическая игра по ИЗО, музыке «Подбери пришельцу ракету» продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах. «Прохлопай ритм космического сигнала». развивать умение воспроизводить предложенный ритм
Создание условий для организации самостоятельной деятельности (н. р. игры). Предложить детям «Блоки Дьенеша» : «Строим ракетный комплекс, Летающие тарелки». «Танграмм» (космические корабли, жители неизвестной планеты) Игру – ходилку «Космические приключения» Развитие мышления, внимания, зрительную память. Мемо. Космос. Развивать внимание, память. Игра-лото «угадай созвездие» Ф. у. соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Складываний созвездий из мозаики. Ф. у. выкладывать простые схематичные изображения предметов; развивать воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывать терпение и усидчивость.
Д/игра по ознакомлению с окружающим миром. «Разложи планеты на орбитах» Расширять знания детей о космосе, о строении Солнечной системы. «Правильно расставь планеты» Ф. у. детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе. «Найди пару» развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия. «Найди лишнее» Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку. «Узнай на ощупь находку» Обогащать сенсорный опыт. «Мое созвездие» знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление. «Найди тень» Ф. у. детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность. «Планеты Солнечной системы» уточнить названия планет Солнечной Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет. Развивать внимание и память. «Космические продукты». Обобщить представление о космосе и космических продуктах. «Угадай название планеты» «Что возьмём с собой в полёт?» Расширять знания детей о предметах, необходимых космонавту.
Прогулка Наблюдение за погодой, за солнцем, за камнем, за облаками, за воздушным транспортом. Подвижные игры: Игры с бегом. «Разминка для космонавта», «Перебежки по луне». Ф. у. соблюдать правила игры. Развивать ловкость, быстроту бега. «Быстрые ракеты». Закрепить умение быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя, быть внимательным. «Ракеты на старт». З. у. слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном пространстве. «Маленькие планетки», «Летящая комета», «Звездный городок». «Пролети среди метеоритов». Совершенствование умений детей ориентироваться в пространстве, организованно передвигаться по игровой площадке в составе команды; развитие внимания; формирование умения ориентироваться на действия других игроков. «Займи место в ракете» Закрепить правила игры, умение действовать по сигналу. «Земля - луна» Развивать бег, внимание, умение быстро реагировать на сигнал. «Звездные ловишки», «Солнышко и дождик» Ф. у. детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Игры с прыжками. «Путешествие по галактике», «Марсианские шаги». Ф. у. детей действовать по сигналу, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. Развивать прыгучесть и скорость реакции. «С кочки на кочку» Р. ловкость, мышцы ног. В. решительность. Прыжки через веревку «Космическая рыбалка» Ф. у. детей прыжкам через вращающую верёвку на двух ногах. Развивать у детей внимание, ловкость. Игры-эстафеты «Веселые космические соревнования», «Соберём космический мусор», «Быстрые и меткие космонавты», «Считай космические шаги», «Бег по лунной поверхности», «Найди дорогу до космолета», «Звездный марафон», «Космические спасатели или «Собери космический мусор» Упражнять в беге с предметами, четко выполняя правила игры. Малоподвижные игры «Мы - одна команда». Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. «Пройди не упади». Развивать равновесие, координацию движений. «Ноги от земли!», «Невесомость» Развивать координацию. «Кто быстрее до Луны» Р. мелкую моторику. «Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем». Ф. у. детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого.
Индивидуальная работа по развитию движений: Поупражняться в удерживании равновесия стоя на одной ноге, в прыжках в длину с места, в бросках мяча на дальность и в цель, в перебрасывании мяча друг другу, в подскоках и т. д. при этом обыграв ситуацию. Сюжетно-ролевые ситуации. «Исследование новой планеты», «Следы на луне», «Тренировка космонавтов», «Полеты в космос для изучения звезд, других планет.», «Ищем клад», «Работа лаборантов», «Диспетчер объявляет готовность к полёту», «Космонавты обедают», «Тренер тренирует космонавтов», «Фотограф делает снимки пролетающих планет» «Корреспондент берёт интервью о первом полёте», «Встреча с НЛО». Закрепить знания детей по усвоению темы «Космос». Ф. у. взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Вторая половина дня Индивидуальная работа по развитию речи «Первый звук» Назови, что изображено на картинке и определи первый звук в этом слове (галактика, космонавт, комета, спутник). «Подели на слоги». (космонавт, испытатель, конструктор и др.) Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. «Семейка слов» Ф. у. подбирать родственные слова. «Скажи со словом «космический». Развитие мышления, сообразительности. Индивидуальная работа по развитию по ФЭМП, конструированию «Посчитай-ка» (согласование числительного с существительным в числе и падеже) «Сосчитай» предметы, изображенные на картинках (спутники, космонавты, звезды, планеты, ракеты). «Прономеруй предметы» З. н. порядкового счета. Ф. н. отвечать на вопрос «На каком по счету месте», «За какой цифрой следует» «Большой –маленький» Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. «Впереди – сзади» Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами впереди сзади (позади, вверху – внизу. Графический диктант «Ракета». упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Индивидуальная работа по продукт видам деятельности. Поупражняться в вырезании ракеты, вылепить из пластилина космонавта, космос, ракету, выложить в технике «оригами» ракету. Самостоятельная конструкт. деятельность (строительные игры). Конструктивные игры: - из деревянного конструктора «Космодром»; из пластмассового конструктора «Космический корабль». Ф. у. анализировать образец построек, планировать последовательность создания конструкции, видоизменять постройку. Стимулировать желание обыгрывать их. создание мини-выставки кораблей. Строительная игра «Космодром» Цель: Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом, закрепление у детей умения обыгрывать постройки, с использованием мелких игрушек. Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др. планеты). Хозяйственно-бытовой труд «Приведи в порядок свою планету» Цель: Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке.
Совместная театрализованная деятельность. (театрализованные игры). «Колобок в космосе» Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, используя атрибуты. «Парим в космосе». Развитие театрализованных навыков, пластичности движения. Самостоятельная игровая деятельность (с/р игры) «Поликлиника для будущих космонавтов». Воспитывать у детей любознательность, сосредоточенное внимание, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения. «Путешествие на луну» Создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли. Формировать у детей умение играть, стимулировать творческую активность детей в игре. «На планете веселых животных». Закрепит знания о космосе, Вселенной, других планетах. Развивать воображение. Воспитывать желание играть дружно, сообща. «Инопланетяне». «Космическое путешествие». «Космонавты» сюжет «Путешествие на Луну» Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей. 2. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия. Ф. у. выполнять игровые действия в соответствии со взятой ролью, укрепление детских игровых групп. «Космодром». З. з. детей о работе космонавтов, механиков, диспетчеров. Воспитание интереса и уважения к их труду. «Космонавты. Сюжет «Медицинская комиссия». Ф. у. объединять сюжеты разных игр, договариваться о последовательности совместных действий, разворачивать сюжет.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя