Елена Чикина
Использование игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мы с вами живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родители стремятся, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различные задачи, чтобы вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.
«Математика – это гимнастика ума», «(Александр Васильевич Суворов).
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (Алексей Иванович Маркушевич, советский педагог-математик)
«Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. (Роджер Бэкон, философ).
Айвен Нивен (канадско-американский математик, специалист в теории чисел) говорил: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Ребёнок постоянно должен ДЕЙСТВОВАТЬ!»
Несомненно, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Актуальность. Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
В условиях реализации ФОП к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП? Несколько лет назад модель успешного занятия выстраивали в виде пирамидки, колечки у которой – это:
• Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
• Готовность воспитателя к занятию.
• Выбор оптимальных методов и приёмов.
• Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Грамотная речь педагога.
Сейчас эту модель я бы построила несколько иначе. Например, в виде круга, внутри которого эти же «колечки от пирамидки» переплетены между собой. Ведь каждый из названных компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.
• Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, т. е. хорошо владеть математической терминологией.
• Готовность воспитателя к занятию.
Математика – наука точная. Поэтому освоить математику только во время режимных моментов или в повседневной жизни невозможно! Необходима грамотная организация целенаправленной непосредственно образовательной деятельности.
К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний (ФГОС ДО указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»);
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, его РАЗМЕЩЕНИЕ;
- продумать формы организации деятельности детей (индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.);
- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции должны быть краткими, конкретными, понятными детям!
А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.
• Выбор оптимальных методов и приёмов.
Какие это методы и приёмы?
Наглядные. ВЕСЬ материал (и раздаточный, и демонстрационный) должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным. Всё занятие строится на наглядности!
Практические. МНОГО раздаточного материала для самостоятельной деятельности, + 1 ребёнок у доски; разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и т. д.)
Игровые методы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Словесные методы
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу,
- указания воспитателя (в основном с детьми,
- план действий старшего дошкольного возраста.
• Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Дидактический наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям. Каким?
- Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал;
- Материал должен быть различным на каждом занятии;
- Демонстрационный и раздаточный материал должны быть идентичными;
- Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой);
- Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белке - шишка, зайцу - морковка, цветочек – бабочке и т. д.);
И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно детьми усваиваются знания.
• Грамотная речь педагога.
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Образец речи воспитателя – основной приём.
Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком.
Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя.
Многократное упражнение детей.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний.
Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.
Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Отсюда следует, что грамотная речь педагога - один из важнейших компонентов успешного занятия по ФЭМП.
Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно доступным их возрасту способом, через игровую деятельность.
Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Широко используются разнообразные дидактические игры. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся не только на занятиях по математике, но и в свободное от занятий время. Настольно-печатные, как правило, только в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами:
«Помоги сосчитать»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете.
«Назови «соседей» числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
«Который по счету»
Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
«Угадай, какое число пропущено»
«Найди на 1 меньше»
Цель: дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.
2. Игры путешествие во времени
Дидактическая игра «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Дидактическая игра «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
«12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Содержание. Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие, выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени
Материалы: модель времени года.
Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
3. Игры на ориентировки в пространстве
«Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
«Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Содержание. В. обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.
«Куда бросим мяч?»
Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Содержание. Дети встают в круг. В. дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит сбоку от тебя» и т. п.
4. Игры с геометрическими фигурами
«Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Материал. 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Содержание. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
Игра «Танграмм»
- формирует умение выкладывать картинки из геометрических фигур;
- способствует развитию навыка составления фигур по образцу;
- развивает пространственное мышление;
- тренирует зрительный анализатор (необходимо оценить форму фигуры и ее размеры);
- развивает внимание и воображение;
- помогает развитию мелкой моторики.
Три условия игры:
- Использовать все семь фигур танграма.
- Фигуры не должны накладываться друг на друга.
- Стороны фигур должны примыкать одна к другой.
От простого к сложному
Начинать занятия можно с 4-5 лет. Сначала ребенок изучает элементы, находит и показывает фигуры, называет цвета, отличает маленькие геометрические фигуры от больших.
Далее можно предложить ребенку схему в полную величину, чтобы он накладывал элементы на сам рисунок. Это могут быть домики, техника, животные, птицы, цветы, человечки. Постепенно задания усложняются. Предлагается схема, которая по размеру уже не соответствует реальным фигуркам. Фантазируйте! Придумайте сюжет с нужными фигурами. Сочините сказку и попросите ребенка сложить из геометрических фигур сказочных героев.
5. Игры на логическое мышление
Летом можно кататься на лыжах? Почему?
Чем столб отличается от дерева?
Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
Логические задачи
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным.
Как говорил греческий философ Аристотель: «Познание начинается с удивления». Нельзя с ним не согласиться, ведь именно удивление порождает у детей интерес к дальнейшему познанию. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М. В. Ломоносов)
Перефразировав данное высказывание, можно дать ответ: Математика - это наука ещё полезна тем, что развивает логическое мышление. Не даёт мозгам – заржаветь! А наоборот учит мыслить правильно в жизненных ситуациях!
В своей работе я следую древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Введение игровых технологий помогает мне воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к трудностям, связанных с их дальнейшим обучением в школе. Нужно идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому я нахожусь в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Внедряю в практику своей работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой. Ведь все новое, - это хорошо забытое старое!