Киргизова Лариса Владимировна
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые методы - это привлекательная для дошкольников форма, способ организации активной музыкально-познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые музыкальные понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, музыкальное, нравственное развитие личности.
Темочки:
Ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра во всем ее разнообразии, она захватывала его целиком, определяла индивидуальное и социальное развитие
Игра на музыкальных занятиях не развлечение и не отвлечение от музыки, это образный способ художественной коммуникации, художественно-педагогического общения и метод преодоления трудностей музыкального обучения.
Игра - это первая ступень познания жизни, это тайна и предчувствие «открытия истины», это проекция личности в настоящее и будущее. В игре ребенок совершенно свободен и даже в подражательные действия вносит нечто свое, самобытное. Поэтому игра противостоит сковывающей дидактике, «заорганизованности» любого вида. Вне тайны, вне свободы она умирает. Игра -это удовольствие, наслаждение самим процессом, конечный ее результат - саморазвитие личности, многообразных реализующихся в игре способностей, собирание ребенком своего «Я».
Игровые методы не только естественны для обучения искусству, но представляются единственно возможной формой введения детей в специфику художественной деятельности, дают бесконечное разнообразие способов проигрывания художественных ролей и коммуникативных ситуаций, овладения живыми образными языками искусства. Поэтому правильнее говорить не о применении отдельных игровых методов, но об игровом подходе или игровой технологии в музыкальном образовании.
Игровая технология не исчерпывается тем или иным количеством игр, применяемых педагогом. Она представляет собой многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного процесса, структурными элементами которой являются:
1. Сценарное построение урока, включающее занимательную постановку у темы, сюжетную фабулу, интригу, ролевую «партитуру», артистизм учителя;
интегрированный метод эмоционально-смысловой драматургии художественно-коммуникативных ситуаций, с помощью которого создается сценарий урока;
игровые методы;
игровой репертуар.
Т. А. Жданова исследовала игровые методы в музыкальном воспитании дошкольников и пришла к выводу, что все аспекты содержания музыкального образования могут осваиваться в игровой форме.
Она выдвинула два способа реализации игровых методов :
1) игровой характер музыкального занятия в целом : образные сравнения, наглядный материал в виде сказок, стихов, репродукций картин и т. п., игровые приемы изучения музыкальных произведений, игры «в учителя» во всех видах деятельности на уроке;
2) использование конкретных музыкально-дидактических игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями поведения.
Программа «Ладушки», созданная И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт - Пе-тербурга, показалась мне очень интересной и была взята за основу музыкального воспитания детей. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.
Программа «Ладушки» помогает превратить каждое занятие в маленький праздник.
Наш девиз: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!
Эта задача — главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Принцип построения занятий - традиционный, но с введением необычных игровых моментов, сюрпризов, которые так нравятся детям.
В младших группах к детям приходит персонаж здоровается с ними и занимается, играет в течении всего занятия.
- музыкально-ритмические движения;
- развитие чувства ритма, музицирование;
- пальчиковая гимнастика;
- слушание музыки
- распевание, пение;
- пляски, игры, хороводы.
Следуя программе, решается главная методическая задача – обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в процессе веселой, насыщенной музыкальной игры.