Ольга Малахова
Использование игровых технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Поступление ребенка в детский сад - важный этап жизни, сопровождающийся изменением социальных условий, режима дня, разлукой с близкими людьми. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Не всегда новую обстановку незнакомых людей дети принимают сразу. Зачастую, этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Это объясняется несформированностью нервной система у малышей. А также зачастую слабой педагогической компетентностью родителей.
Публикация «Использование игровых технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода и его дальнейшее развитие.
Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Организация взаимодействия ДОУ и семьи требует поиска новых способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Чёткая, профессионально слаженная работа детского сада и семьи - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Слайд 3 В связи с этим мною поставлена
Цель:
Создание благоприятных условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Задача
Разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста.
Слайд 4 Для создания благоприятных условий, свою работу веду в нескольких направлениях:
Работа с родителями
Методическое оснащение группы
Создание РППС
Работа с детьми
Психолого-педагогическоесопровождение
Слайд 5 - 1. Работа с родителями начиналась до поступления ребенка в ДОУ.
В рамках деятельности осуществлялось предварительное знакомство с дошкольниками и их родителями. Проводилось обязательное анкетирование по следующим темам: «Портрет моего ребенка», «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад». Родители знакомились с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста.
С целью информационного сопровождения родителей разработала буклет «Рекомендации по облегчению адаптации детей раннего возраста», который включил в себя следующие разделы:
Информация о сотрудниках и телефоны
Советы педагога – психолога, как грамотно подготовить ребёнка к ДОУ
Советы родителям о правильном поведении во время адаптации.
Разработали совместно с коллегой план работы с родителями, который представили и утвердили на 1-ом родительском собрании. На котором ознакомили родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Выяснили социальный статус семей. Провели круглые столы, где обучили родителей конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности.
Данное общение очень актуально для нашего времени и несомненно подкрепляет доверие родителей к ДОУ и воспитателям, вселяя в них уверенность. Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка я ежедневно беседую с ними, устанавливая контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информируя о протекании адаптационного периода, ориентируя на активное взаимодействие. Прислушиваюсь к просьбам родителей относительно сна, питания, одежды малыша. Научила их главному правилу – любить своего ребенка таким какой он есть, не осуждать опыт ребенка, а помогать. Также в разговоре с родителями узнаю, как можно больше информации об особенностях поведения ребёнка и его привычках дома.
Замечено, если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Слайд 6 - 2. К началу учебного года подготовили с коллегой методическое оснащение для группы, соответствующее возрасту детей.
Слайд 7 - 3. РППС. Предметный мир раннего детства - это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
Для создания эмоционально благополучной атмосферы в групповой комнате оборудована развивающая предметно-пространственная среда, основная цель которой - сделать помещение более уютным, доступным и по-домашнему привлекательным для детей. В группе имеются следующие уголки:
уголок природы, чтения, ряженья, конструирования, эмоций, сенсорного развития, музыкальный, сюжетно-ролевой игры и релаксационная зона.
Подобрали и изготовили с коллегой пособия, способствующие активной детской деятельности (спортивные пособия, атрибуты для закаливания, для театральных представлений, которые помогают создать благоприятную обстановку в группе, способствующую формированию у детей уверенности при выполнении действий с предметами, такие как:
«Полочка для любимых игрушек», где по желанию ребёнка располагаются вещи, принесённые из дома;
Создано место для уединения ребёнка, которому возможно захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Мини-игровая зона, куда выставляются новые, яркие красивые игрушки, чтобы ребёнку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
Подобрана фонотека со спокойной музыкой и весёлыми детскими песнями.
Создана картотека художественного слова на все режимные моменты, для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение, избежать обыденности обстановки и конфликтных ситуаций.
А также используются : пальчиковые игры, речевые игры (песенки, потешки, прибаутки, совместные игры с предметами, настольно - печатные игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные и подвижные игры, игрушки.
Игры с песком и водой, способные «заземлять» отрицательную энергию, которые способствуют гармонизации психоэмоционального состояния ребёнка;
Элементы арт - терапии, дети рисуют разными способами (пальчиками, ладошками, ватными палочками, помогают снять детям тревожность.
Игры и упражнения в сухом бассейне, которыепомогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей.
Слайд 8 -4. Работа с детьми. Основная задача игр с детьми в адаптационный период это – наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительные отношения к детскому саду. Дети раннего возраста - деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. А как? Конечно же, через игру. Но игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, это выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, наличие конфликтов по поводу игрушек. Они требуют четкого, системного руководства, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных и других умений. При подборе игр, свои усилия всегда направляю на формирование базовых основ коммуникации через развитие позитивных эмоциональных отношений. А эмоциональное общение возникает лишь на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Слайд 9 - Телесная терапия. Вильгельм Райх, основатель этой терапии утверждал, «Что человек - это его тело. Энергия тела, свободно циркулируя по телу, иногда оказывается «закованной в мышечной броне». Броня (хронические мускульные зажимы) сдерживает энергию и эмоции. Надо снять торможение, тем самым снять с тела мышечную броню, помогая проявляться глубоко спрятанным и подавляемым эмоциям, и восстановить свободное течение энергии». Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его. Он аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Работа в рамках этого направления включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать друг с другом, т. е. способствующие навыкам коммуникации.
Данную терапию я часто применяю в своей практике, потому что игры и упражнения позволяют малышам сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями. В своей работе я использую такие элементы телесной терапии, как: объятия, поглаживания, пальчиковые игры, игры на коленках, игровой массаж.
Упражнение «Обезьяньи рожицы»
Изобразить обезьянок,
которые гримасничают.
Кто же лучше обезьян
Скорчит рожицу всем нам?
Я ведь тоже так могу
И сейчас вам покажу.
Слайд 10 – Использую коллективные и подвижные игры. Эти упражнения двигательного характера и игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях, вызывают доверие детей к воспитателю, а также развивают координацию движений, переключают внимание. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Не все сразу получалось, сначала начинала с упражнений, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., постепенно привлекая к их выполнению и новеньких. Затем подключила такие игры, как: «Пузырь», «Ножки», «Зайка», «Поезд», «Куры и кошка», «Уточки и собачка» и др.).
Слайд 11 - Минутки дружбы или эмоциональные минутки помогают мне создать положительный эмоциональный настрой в группе. Не все дети сразу принимают активное участие в играх. Наблюдая за другими детьми и видя, как им весело, начинают присоединяться к игре. Эти минутки дружбы могут использоваться, как ритуал при «вхождении в день», а также, как элементы начала любой совместной деятельности.
«Наши руки»
Дети стоят в кругу,
воспитатель читает стихотворение:
«Что за чудо – чудеса?
Раз – рука и два – рука!
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая!
И скажу вам, не тая:
Руки всем нужны, друзья!»
«Солнечные лучики»
Воспитатель и дети вытягивают вперёд
руки и соединяют их над изображением солнца. Предлагаю почувствовать себя солнечными лучиками и поделиться своим теплом с друзьями.
«Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принёс в своих ладонях
Теплоту, частицу солнца.
Слайд 12 -Релаксационные игры на основе нервно-мышечной релаксации. Цель этих игр: снять психоэмоциональное напряжение. «Солнышко»; «Холодно-жарко» и др.
Слайд 13 - Главная цель Дыхательной гимнастики - научить воспитанников правильно дышать, а значит, укрепить свое здоровье. Все упражнения исключительно игровые. «Туман на зеркале». Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку. Дети с удовольствием играют в снегопад - кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.
«Паровозик». Малыши ходят по групповой комнате друг за дружкой и имитируют движения колёс паровоза. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух».
Дети лежат на ковре, у каждого на животе находится мягкая игрушка. Её нужно покатать на «На воздушном шарике» : на вдохе животик с игрушкой поднимается, а на выдохе опускается.
Дети с радостью играют в игру «Прожорливые фрукты». Кладут на стол легкие шарики (комочек ваты) и задувают их в ротик фруктам.
Слайд 14 - Игрушки-забавы, куклы Бибабо положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, отвлекая его от мамы, приближают к воспитателю и детям. Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем - самый эффективный метод по отношению к детям. Применяю эти игрушки сначала в присутствии мамы, а затем и без неё для создания ситуации, при которых ребенок больше смеётся, а лучшее лекарство от стресса - смех. Смех снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения на более высокой ступени.
В своей работе также применяю Театрализованную деятельность, которая доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх, Театр игрушек очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками, благодаря использованию масок-шапочек у детей повышается интерес к театрализованной игре. Маски - шапочки также использую на музыкальных занятиях, в подвижных играх, на праздниках и развлечениях и в самостоятельной деятельности детей. У детей повышается самооценка и они становятся более раскрепощёнными. Например: р. н. с. «Репка». Герои сказки просты и понятны для детей, сюжет несложен для восприятия. «Репка» может стать одним из первых театральных опытов. Дети с огромным удовольствием изображают персонажей сказки при помощи атрибутов.
Также использую в своей практике Пальчиковый театр. Ребёнок надевает на пальцы кукол и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте. Тряпичный театр (куклы, сделанные своими руками из различных видов ткани). «Колобок» р. н. с. В зависимости от возраста детей и их подготовки текст сказки можно сокращать и адаптировать под имеющиеся условия.
Настольный театр (помогает учить детей координировать движения рук, движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью. Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи).
Театрализация очень похожа на обычную детскую игру. Дети с радостью принимают участие в таких весёлых игровых постановках.
Слайд 15 – Применяю Игровые ситуации, максимально приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни: «Мишка заболел», «Кукла хочет спать», «Погладим белье», «Кукла Маша собирается гулять», «Научу куклу Катю раздеваться», «Едет машина по улице», «Катя простудилась», «Прокатим белочку на машине», «На лесной тропинке», «Обитатели бабушкиного двора» и др. Они создают доброжелательное отношение с окружающими и сверстниками. Учат новым способам взаимодействия друг с другом. Развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, действиями воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя.
Слайд 16 - Формированию культурно – гигиенических навыков помогает художественное слово: потешки во время приема пищи, во время одевания/раздевания, во время умывания, укладывания спать, при подъеме детей, т. е. во всех режимных моментах.
Навыки умывания:
Петушок кота любил, Петушок кота учил: если ты с мячом играл, клеил или рисовал, ты всегда перед едой лапы с мылом чисто мой.
***
Катя, мой лицо и шейку. Мылься мылом хорошенько, Воду ты не разливай.
Сухо ручки вытирай.
Навыки одевания:
Маша варежку надела. - Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал! Маша варежку сняла.
–- Поглядите-ка, нашла!
Во время приема пищи:
А у нас есть ложки. волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда, не осталось и следа…
***
На моей тарелочке рыженькая белочка.
Чтоб она была видна, все съедаю я до дна!
***
Посадим на ложку капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди! Не видно на ложке капустки, картошки.
И нет на тарелке - гляди!
Слайд 17 – Помогает в снятии эмоционального напряжения и Музыкально - ритмические упражнения. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под неё приплясывать. Чтобы ребёнок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. С помощью фольклора легко устанавливается контакт с ребенком. Ласковый говорок, прибаутка, потешки - вызывают у воспитанников радость, побуждают познавательную активность, помогают в проведении режимных моментов.
Слайд 18 - Не обойтись и без игр с крупной и мелкой мозаикой. Нанизывание фигур на шнурок, игры с прищепками и др. – эти монотонные движения руками и сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и способствуют творческому процессу.
Слайд 19 - Успокаивающее и расслабляющее действие вызывает Арт - терапия, детям нравится нетрадиционное рисование (ватными палочками, рисование пальчиком и ладошкой). Оно создает атмосферу непринуждённости, эмоционально - положительного отношения к действительности. Увлекательный процесс, который помогает забыть на какое-то время о своих переживаниях.
Слайд 20 - Применение игр с песком, водой и сухим бассейном прекрасное психопрофилактическое средство, которое снимает мышечную напряженность, развивает тактильно - кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, помогает снять детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию, позитивно влияя на эмоциональное состояние детей. И конечно же не обойтись во время адаптации без Колыбельных песен. Они дают ощущение присутствия мамы, снимают тревожность, дети успокаиваются и быстрее засыпают.
5. Направление психолого-педагогического сопровождения реализовалось с сентября по октябрь совместно с педагогом психологом. Включает в себя организационные формы оказания помощи детям раннего возраста с проблемами в адаптации. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития малыша, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Вывод:
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду решаются и поднимаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, в условиях современности меняются дети и их родители. Считаю, что использование разных форм взаимодействия с семьей может способствовать улучшению процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. Сегодня, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее!
Благодарю за внимание!