Ирина Кокурина
Использование цифровой образовательной среды в поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Тема: «Использование цифровой образовательной сре-ды в поисково-исследовательской деятельности
(из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ д/с №1 «Светлячок»
Кокурина Ирина Николаевна
г. Семенов
Аннотация: в статье рассмотрена тема использования цифровой образовательной среды в поисково-исследовательской деятельности.
Публикация «Использование цифровой образовательной среды в поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Темочки
Автор детально раскрывает данный вид деятельности и предлагает формы организации поисково – исследовательской деятельности с использованием цифровой образовательной среды.
Актуальность: В современном мире, цифровое пространство что нас окружает, становится неотъемлемой частью жизни детей, начиная уже с раннего возраста. А так же одним из источников, что формирует основные представления детей об окружающем нас мире. Медиа ресурсы дают возможность формировать знания детей о общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми. Игровая, познавательная, исследовательская, деятельность с применением современных компьютерных средств становится повседневным и привлекательным занятием. Что позволяет доступным способом получить новые знания, умения и впечатления. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. Дети достаточно быстро осваивают и привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр электронных устройств и возможности значительно шире других игрушек.
В современном мире компьютерные технологии дают возможность наиболее широко использовать возможности воспитателей и родителей в сфере дошкольного обучения. Использование компьютерных технологий дают возможность выявления способностей детей, формированию навыков, творческого мышления. Применение компьютерных технологий не только способствует развитию ребёнка, но и позволяет лучше запоминать информацию, задействовать зрительную память, и даёт возможность детям самостоятельно выполнять задания, в отличие от других средств обучения.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025г.) включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», данный проект нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных компьютерных технологий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» ин-формационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме.
Организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, даёт возможность применения интегративных обучающих игр. Что позволяет более эффективно выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Компьютерные технологии являются одним из наиболее эффективных средств в решении задач развивающего обучения. И реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В ходе решения образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Компьютерные технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Воспитательно-образовательный процесс.
В данное время существуют множество цифровых устройств, приме-нимых в дошкольных образовательных учреждениях.
Это всем нам хорошо известные цифровые устройства :
- компьютеры, -ноутбуки,- планшеты, -проекторы,- экраны,
- интерактивные доски.
В данном современном мире, использование цифровых технологий, можно считать одним из новых способов передачи знаний детям, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития детей, позволяющим существенно повысить эффективность организации образовательного процесса.
Не менее интересны и содержательны по своему насыщению, для обучения дошкольников являются специально созданные цифровые устройства, которые объединяют в себе инновационные технологии.
Рис. 1. Специально созданные цифровые устройства.
Использование данных специально созданных цифровых технологий, позволяет педагогу привлечь и удержать внимание дошкольника.
Электронное мобильное образование - имеет широкий набор инструментов для работы с детьми дошкольного возраста, как индивидуально, так и в группах. Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения.
Преимущества перед традиционными средствами обучения :
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни
6. Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
Рис. 2. Основные преимущества цифровых технологий.
Современные компьютерные технологии как обучающий
фактор работы с дошкольниками
Вопрос наиболее эффективного обучения детей дошкольного возраста, является основным вопросом в процессе установления рабочих программ как педагогов, так и воспитателей. В соответствии с имеющимся практическим опытом, для этого необходимо совместить традиционные занятия с практическими занятиями. (к примеру, игру с определенным рассказом; игровые приёмы с экспериментальной деятельностью).
Использование текстовой и цифровой, звуковой информации, даёт возможность использования компьютерных программ в основном образовательном процессе обучения детей дошкольного возраста.
В современных условиях созданы несколько видов компьютерных программ, направленных на эффективное обучение детей дошкольного возраста.
Существует три вида компьютерных программ
Рис. 3. Виды компьютерных программ
Основные подходы к обучению детей дошкольного возраста
Рис. 4. Три главных подхода к обучению детей дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
Одним из спонтанных проявлений детей в познавательно-исследовательской деятельности является любознательность. Данное свой-ство пытливого ума детей, нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях :
- по изучению окружающего мира, - продуктивных (рисование, лепка, конструирование, - подготовке к обучению грамоте и др.
Организованные занятия исключительно исследовательской дея-тельностью, занимают малую часть в образовательном процессе, зачастую организуются как кружковая деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагогам необходимо практиковаться в проведении интегрированных занятий, где основная работа строится в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д., уделяя максимальное внимание на формирование и совершенствование исследовательских навыков во время изучении дошкольниками предметов и явлений окружающего мира.
Применение цифровых технологий и задачи познавательного развития
Рис. 5. Задачи познавательного развития с применение цифровых техноло-гий.
Мотивирующее начало ООД
Исследовательские способности заложены в природе человека и сти-хийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосред-ственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспе-риментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии,
Форма организации поисково – исследовательской деятельности детей по средствам использования цифровой образовательной среды, подразделилась на три основных направления, это:
Рис. 6. Форма организации поисково – исследовательской деятельности детей по средствам использования цифровой образовательной среды.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом.» М., 2009
2. «Забавные физические опыты», «Гром и молния. Опыты без взрывов» из серии «Мастерилка» журнала «Карапуз».
3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. /
4. Методические рекомендации «Организация экспериментальной дея-тельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, М. : АРКТИ,2008
5. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
6. Информационные материалы к комплексу «Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
7. Дошкольник и компьютер : медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л. А. Леоновой и др. – M. : MODДЭК, 2004;
8. Методическое руководство – автор Е. А. Шутяева, приложенное к цифровой лаборатории.
9. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
11. Интернет ресурсы.
12. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
13. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Волгоград: Учитель, 2012.
14. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.