Алена Викторовна
Интервьюирование как один из эффективных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Интервьюирование как один из эффективных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
«Границы детского языка –
это границы его мира».
философ Людвиг Витгенштейн
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и связной речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада.
Публикация «Интервьюирование как один из эффективных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются различные методы и игровые технологии. Одним из эффективных методов развития связной речи является интервьюирование.
Интервью (англ. interview) – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Метод интервьюирования усиливает речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.
Мы решили апробировать технологию интервьюирования, с учетом тематики инновационной деятельности учреждения связанной с экологическим воспитанием дошкольников. Так как она не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал
С начала учебного года в детском саду работает мини-студия детского телевидения - «Экологические новости» выпускаются два раза в месяц. Работа в студии проходит на разновозрастной группе дошкольного возраста с воспитанниками 5-6 лет в совместной деятельности педагога и детей, где они снимают видео ролики, ведут репортажи с места событий, берут интервью и затрагивают актуальные экологические проблемы. Закуплены микрофоны, штатив, изготовлена модель телевизора. Составлены картотеки дидактических игр, пословиц и поговорок, разработаны мнемотаблицы для интервью. Все эти предметы находятся в свободном доступе для детей в течении дня. На наш взгляд вовлечение воспитанников в процесс создания материала для интервью и новостей, как нельзя лучше решает проблемы речи, а также коммуникации воспитанников, позволяет в занимательной форме познавать все многообразие окружающего мира.
Цель: формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Интервьюирование»
Основные задачи внедрения технологии:
- создать условия для активизации компонентов речи воспитанников в совместной деятельности педагога и детей;
-учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, принимать согласованное (единое) решение в деятельности;
- развить эмоционально -волевую сферу, умение выступать на публике;
- воспитать культуру речевого общения.
В новостном канале детского сада все по-настоящему. Есть ведущие и корреспонденты, есть герои роликов у которых берут интервью (это конечно дети и взрослые, обычно герои не подготовлены, вопрос может застать их в врасплох.
Дети, участники новостного канала не постоянные, сменяемые, поэтому один ребенок может быть и корреспондентом в определенном выпуске (брать интервью) и ведущим в другом выпуске (вещателем информации, а может быть и респондентом (тем, у кого берут интервью).
При составлении и планировании вопросов для корреспондента происходит активизация поисковой активности, организатор может провоцировать наводящим вопросом: что тебе интересно узнать у этого человека? Что ты хотел узнать по теме выпуска? и т. д. Ребята старшего дошкольного возраста чаще всего сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать, что – то новое об интересующем его предмете, явлении, событии.
Во время подготовки и съемки новостей ребята (участники выпуска) обмениваются информацией, беседуют, предлагают свои решения, вместе с организаторами обдумывают план действий и последовательность, обговаривают, что будет происходить, как и где, какие вопросы они будут задавать, их последовательность.
Прежде, чем начать готовиться к интервью, проводится предварительная работа. Дома ребята, вместе с родителями запоминают и репетируют тексты. Просматривают выпуски детских новостей по телевидению. Следят за речью ведущих и корреспондентов, запоминают нужные фразы и учатся задавать правильно вопросы. Так же проводим игры и упражнения на развитие слухового восприятия, словопроизношения «Улитка», «Угадай, чей голос?», «Улавливай шепот», «Хлопки», «Запомни слова». Игры на развитие речевого дыхания и дикции (скороговорки и чистоговорки). Ведется совместная работа по обогащению словарного запаса (загадки, пословицы). Совместно с педагогами, родителями, дети ищут информацию, которая помогает потом в подготовке вопросов для интервью. Проводится словарная работа, дидактические игры: «Подбери словечко», «Что общего» для отработки интонации в работе применяем театрализованные игры, а для работы над выражением эмоций игры-пантомимы: «Муравейник», «Покажи ход».
При реализации совместной деятельности мы столкнулись с некоторыми речевыми проблемами: нарушение слухоречевой памяти — дети имеют сложности в запоминании и повторении предложений из 5–6 слов, составлении предложений. Так же затрудняются придумать и озвучить вопрос.
Решение проблем речевого развития возможно только при систематической, целенаправленной работе всех участников образовательных отношений, поэтому дети, педагоги и родители стали полноправными участниками реализации технологии. Для совместной деятельности детей и родителей дома были составлены буклеты, в которых предложены картотеки словесных игр, стихотворений для заучивания, чистоговорок и пословиц. Так же с детьми проводится индивидуальная работа.
На начало учебного года был проведен мониторинг развития речи детей, который показал низкий уровень сформированности у детей грамматически правильной и связной речи, следующий мониторинг был запланирован на май. В связи с реализацией технологии «Интервьюирование» было принято решение провести промежуточный мониторинг, на котором уже видны результаты: дети более заинтересованы во взаимодействии друг с другом и со взрослыми; большинство ребят стали свободнее чувствовать себя на публике, начали увереннее формулировать свои мысли и чувства, вживаться в роль корреспондента.
На сегодняшний день считаю результативность внедрения технологии показателем эффективности и целесообразности.
Уважаемы коллеги, предлагаю вашему вниманию один из выпусков наших «Экологических новостей».
(показ видеоролика)