Алена Викторовна
Интервьюирование как один из эффективных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
«Интервьюирование как один из эффективных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
«Границы детского языка –
это границы его мира».
философ Людвиг Витгенштейн
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и связной речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада.
Публикация «Интервьюирование как один из эффективных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются различные методы и игровые технологии. Одним из эффективных методов развития связной речи является интервьюирование.
Интервью (англ. interview) – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Метод интервьюирования усиливает речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.
Мы решили апробировать технологию интервьюирования, с учетом тематики инновационной деятельности учреждения связанной с экологическим воспитанием дошкольников. Так как она не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал
С начала учебного года в детском саду работает мини-студия детского телевидения - «Экологические новости» выпускаются два раза в месяц. Работа в студии проходит на разновозрастной группе дошкольного возраста с воспитанниками 5-6 лет в совместной деятельности педагога и детей, где они снимают видео ролики, ведут репортажи с места событий, берут интервью и затрагивают актуальные экологические проблемы. Закуплены микрофоны, штатив, изготовлена модель телевизора. Составлены картотеки дидактических игр, пословиц и поговорок, разработаны мнемотаблицы для интервью. Все эти предметы находятся в свободном доступе для детей в течении дня. На наш взгляд вовлечение воспитанников в процесс создания материала для интервью и новостей, как нельзя лучше решает проблемы речи, а также коммуникации воспитанников, позволяет в занимательной форме познавать все многообразие окружающего мира.
Цель: формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Интервьюирование»
Основные задачи внедрения технологии:
- создать условия для активизации компонентов речи воспитанников в совместной деятельности педагога и детей;
-учить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, принимать согласованное (единое) решение в деятельности;
- развить эмоционально -волевую сферу, умение выступать на публике;
- воспитать культуру речевого общения.
В новостном канале детского сада все по-настоящему. Есть ведущие и корреспонденты, есть герои роликов у которых берут интервью (это конечно дети и взрослые, обычно герои не подготовлены, вопрос может застать их в врасплох.
Дети, участники новостного канала не постоянные, сменяемые, поэтому один ребенок может быть и корреспондентом в определенном выпуске (брать интервью) и ведущим в другом выпуске (вещателем информации, а может быть и респондентом (тем, у кого берут интервью).
При составлении и планировании вопросов для корреспондента происходит активизация поисковой активности, организатор может провоцировать наводящим вопросом: что тебе интересно узнать у этого человека? Что ты хотел узнать по теме выпуска? и т. д. Ребята старшего дошкольного возраста чаще всего сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать, что – то новое об интересующем его предмете, явлении, событии.
Во время подготовки и съемки новостей ребята (участники выпуска) обмениваются информацией, беседуют, предлагают свои решения, вместе с организаторами обдумывают план действий и последовательность, обговаривают, что будет происходить, как и где, какие вопросы они будут задавать, их последовательность.
Прежде, чем начать готовиться к интервью, проводится предварительная работа. Дома ребята, вместе с родителями запоминают и репетируют тексты. Просматривают выпуски детских новостей по телевидению. Следят за речью ведущих и корреспондентов, запоминают нужные фразы и учатся задавать правильно вопросы. Так же проводим игры и упражнения на развитие слухового восприятия, словопроизношения «Улитка», «Угадай, чей голос?», «Улавливай шепот», «Хлопки», «Запомни слова». Игры на развитие речевого дыхания и дикции (скороговорки и чистоговорки). Ведется совместная работа по обогащению словарного запаса (загадки, пословицы). Совместно с педагогами, родителями, дети ищут информацию, которая помогает потом в подготовке вопросов для интервью. Проводится словарная работа, дидактические игры: «Подбери словечко», «Что общего» для отработки интонации в работе применяем театрализованные игры, а для работы над выражением эмоций игры-пантомимы: «Муравейник», «Покажи ход».
При реализации совместной деятельности мы столкнулись с некоторыми речевыми проблемами: нарушение слухоречевой памяти — дети имеют сложности в запоминании и повторении предложений из 5–6 слов, составлении предложений. Так же затрудняются придумать и озвучить вопрос.
Решение проблем речевого развития возможно только при систематической, целенаправленной работе всех участников образовательных отношений, поэтому дети, педагоги и родители стали полноправными участниками реализации технологии. Для совместной деятельности детей и родителей дома были составлены буклеты, в которых предложены картотеки словесных игр, стихотворений для заучивания, чистоговорок и пословиц. Так же с детьми проводится индивидуальная работа.
На начало учебного года был проведен мониторинг развития речи детей, который показал низкий уровень сформированности у детей грамматически правильной и связной речи, следующий мониторинг был запланирован на май. В связи с реализацией технологии «Интервьюирование» было принято решение провести промежуточный мониторинг, на котором уже видны результаты: дети более заинтересованы во взаимодействии друг с другом и со взрослыми; большинство ребят стали свободнее чувствовать себя на публике, начали увереннее формулировать свои мысли и чувства, вживаться в роль корреспондента.
На сегодняшний день считаю результативность внедрения технологии показателем эффективности и целесообразности.
Уважаемы коллеги, предлагаю вашему вниманию один из выпусков наших «Экологических новостей».
(показ видеоролика)