Ольга Кислицына
Консультация «Интерьер группы детского сада. Каким он должен быть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Со значением слова «интерьер» знаком каждый из нас. Однако не каждый задумывается о том, что окружающая обстановка имеет достаточно сильное влияние не только на психоэмоциональное состояние, но и на здоровье в целом. Интерьер – это внутреннее пространство помещения, которое заключается в его архитектурном, художественном и функциональном оформлении.
Оформление группы в детском саду является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Различные варианты зависят от возможностей учреждения, размера помещения, предпочтений и творческих идей педагогического коллектива, участвующего в этом. В результате для воспитанников создаётся комфортная развивающая среда.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Оформление группы в детском саду по ФГОС должно быть направлено прежде всего на то, чтобы пространство помогало индивидуальному развитию ребёнка, учитывая особенности и интересы каждого воспитанника.
При подготовке к оформлению педагог должен учитывать следующие принципы:
• Пространственная среда должна быть ориентирована на помощь в образовании, воспитании и развитии коммуникации ребёнка, располагать детей к самостоятельной деятельности (ведущая роль отдаётся игровой).
• Необходимо учитывать интересы и увлечения воспитанников: все дети разные, и в определённых центрах они смогут заниматься любимыми делами, при необходимости объединяясь в группы. Например, кто-то любит больше строить конструкции из Лего, кому-то больше по душе рисование, а другой любит двигательные игры.
• Различные предметы должны быть безопасными для детей в соответствии с их возрастом (например, в младшей группе рекомендуется использовать мягкую мебель, исключить острые предметы).
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна :
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
При разработке интерьера важно помнить о его функциональности и безопасности для детей. Следует избегать острых углов, торчащих проводов, открытых розеток, доступных электрических приборов и обилия текстиля. Пространство должно быть хорошо освещено, желательно, чтобы это было именно естественное освещение. Соблюдение этих простых правил и единый дизайн интерьера, в котором будет продумана каждая деталь, помогут создать в группе атмосферу праздника и попадания в сказочный мир.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей младшего дошкольного возраста является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении.
В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
Дошкольное учреждение должно соответствовать законам цветовосприятия. В цветовом оформлении следует учитывать назначение помещения, его эксплуатацию и возраст детей. Для младших групп рекомендованы теплые, солнечные оттенки стен, для старших более спокойные.
Здесь требуется не пестрота, а тональное разнообразие фактуры при использовании ведущего цвета, гармония цвета достигается по сходству оттенков. Теплые цвета в интерьере сдвигают границы помещения, сближают, холодные-увеличивают объём помещения, удлиняют. Занавески, ковровые покрытия и остальные предметы интерьера выбираются в общей цветовой гамме. Покрытия столов должны быть светлыми, теплых расцветок, но менее насыщенными, чем стены. Двери и ящики шкафов должны быть насыщенней цвета стен, иметь сигнальную роль- помощь детям в поиске необходимого материала.
Оформление группового пространства должно быть гибким, полифункциональным, чтобы при необходимости можно было легко сменить элементы (декорации, предметы дизайна, стенды, подстраиваясь под возраст и особенности развития детей группы. В младшей группе основным является безопасное оформление среды. Так как в этом возрасте у детей активно развиваются движения, но достаточной координации пока нет. В возрасте 3–4 лет активно идёт сенсорное развитие, предметы должны быть простыми в понимании и ознакомлении с ними, но в то же время различаться по цвету, фактуре, материалу (вкладыши, пирамидки, шнуровки, коробки). Активному познанию окружающего мира будут помогать игры с песком, глиной. Ребят младшей группы привлекает рисование. В таком возрасте для занятий хорошо подойдут восковые карандаши, а также пальчиковые краски.
В средней группе начинают преобладать сюжетно-ролевые игры. У ребят в большей степени развивается фантазия, это помогает им в осуществлении различных игровых замыслов. Поэтому будет полезно в оформление среды внести атрибуты, помогающие развить сюжет в игре (магазин, приём у врача, праздники). Куклы различного вида и игрушки в виде животных помогут в этом. Познавательная активность активизируется в средней группе, помимо знакомства с различными материалами (песок, дерево, глина, вода, можно проводить небольшие эксперименты с ними. Развитие речи должно сопровождаться большим количеством книг, картинок, а также технических средств (диктофон, микрофон, проектор).
В старших группах оформление групповых помещений усложняется. Используется больше деталей, которые способны различать дети в этом возрасте. К сюжету в играх добавляется дополнительный материал (больше деталей одежды, предметов). Это же касается и изобразительной деятельности (фломастеры, карандаши). В книжном уголке, помимо художественной литературы, могут быть представлены справочные материалы, энциклопедии.
Чтобы создать благоприятную атмосферу в детском саду для ребят, педагогу следует продумать актуальность и полезность создаваемой предметно-пространственной среды (в соответствии с возрастом детей, их предпочтениями, временем года, праздниками). В зависимости от условий детского сада и от возраста детей могут быть оформлены разные творческие центры или уголки.
Центр художественной литературы должен быть оснащен детской библиотекой с подобранными книгами по теме, актуальным проблемам. Хорошо, если ребята смогут постоянно иметь доступ к литературному уголку: в свободное время просмотреть книги, различные энциклопедии, детские журналы. Уголок чтения должен находиться рядом с окном и оснащён дополнительным освещением для вечернего чтения.
Центры творчества можно размещать в любом месте. В уголке художественного творчества будут находиться краски, альбомы, пластилин, книжки-раскраски, кисточки и т. п. Музыкальный уголок хорошо оформить разнообразными инструментами, кассетами с песнями, портретами композиторов. В театрализованном центре будут представлены различные маски, костюмы, материалы сказок, аудиозаписи.
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться : содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности, многофункциональность игрового пространства, доступность игровых материалов, вариативность, наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей.
Учебно-познавательные центры направлены на образовательную деятельность. Полезно сделать математический уголок с предметами в виде цифр, счётами, геометрическими фигурами. Для развития экологических познаний создают природный уголок, где можно проводить эксперименты с материалами: песком, водой, растениями, наблюдать за окружающей средой.
Центр патриотического воспитания несет функцию приобщения детей любви к семье, родному краю, Родине в целом. В уголке обязательно должны находиться государственные символы России, поделки народного творчества, фотографии выдающихся земляков. Любовь к Родине прививается созданием акцента на особенностях культуры родного края. Нюансы оформления уголка зависят от возраста детей, а также от фантазии и творческого подхода педагогов.
Тематические центры настроения помогут детям расслабиться, устранить скованность и беспокойство, отдохнуть и набраться сил. В соответствии с ФГОС оформление центров должно быть не только направлено на активную деятельность детей, но и обеспечивать психологический комфорт. Например, в уголке уединения может находиться маленький домик, шалаш, шатёр, где ребёнок может уединиться и побыть один, если ему это необходимо. Важно создать спокойную атмосферу: подобрать пастельные тона, сделать неяркое освещение, использовать мягкие предметы.
Выставочный уголок в детском саду является неотъемлемой частью общего организационного процесса. Экспозиции могут оформляться к определённому событию, например, к празднику. Но чаще всего в детском саду создаются выставки авторских работ воспитанников: рисунки, фигурки из пластилина, поделки — для всего этого требуется специально отведённое место.
Малыши дошкольного возраста очень чувствительны к окружающей обстановке, поэтому окружающее их пространство должно быть комфортным, безопасным, экологически чистым, а дизайн детского сада — вызывать светлые и добрые чувства. В детском саду дети проводят значительную часть своего времени, дизайн окружающего пространства оказывает значительное влияние на формирование художественного вкуса у ребенка и настраивает на определенную атмосферу.