ольга попова
«Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Педагогическая технология выступает в качестве науки, исследующей наиболее рациональный путь образования, и в качестве системы алгоритмов, способов и результатов деятельности, и в качестве рационального процесса обучения и воспитания. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин).
Публикация «„Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий. Технология жестко увязывает цель, содержание, методы и средства.
Структура педагогической технологии
Технология включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированные результаты.
концептуальная основа (научная база);
содержательная часть (цели и содержание педагогического процесса);
процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации педагогического процесса, результаты).
Интерактивное обучение
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объективной активности учебной деятельности. В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение», который обозначает взаимопознание, взаимообучение, обучение, основанное на активном взаимодействии с педагогом. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.
Интерактивные технологии в работе с дошкольниками
Интерактивные технологии можно представить как разновидность активных методов обучения. Суть интерактивных технологий состоит в том, что обучение осуществляется путем взаимодействия всех, кто обучается. Воспитатель выступает лишь в роли организатора обучения. Как правило, моделируются реальные жизненные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения, используются ролевые игры.
Под технологией интерактивного обучения можно понимать систему способов организации взаимодействия педагога и воспитанников в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в выполняемой деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Интерактивные технологии основаны на явлении интеграции
Интерактивный метод. Интерактивный (inter – взаимный, act – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности детей в процессе обучения. Педагог разрабатывает план занятия (как правило, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал).
Интерактивные технологии в работе с дошкольниками :
Технология проблемного обучения.
Проектные технологии. Развитие исследовательских умений.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Технология ИКТ.
Технология интегрированного занятия.
Игровые воспитательные технологии.
Детский дизайн и др.
Рассмотрим классификационные параметры интерактивных педагогических технологий :
философская основа: гуманистическая, природосообразная;
методологический подход: коммуникативный;
ведущие факторы развития: социогенные;
вид управления образовательным процессом: сопровождение;
тип управления образовательным процессом: взаимообучение и взаиморазвитие;
преобладающие методы: диалогические;
организационные формы: любые;
подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничество. Концептуальные позиции использования интегративных технологий :
информация (опыт) усваиваются не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;
интерактивное общение способствует умственному и социальному развитию;
при наличии обратной связи отправитель или получатель информации меняются коммуникативными ролями;
обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией;
двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации;
обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять ошибки и находить приемлемые (оптимальные) способы решения задач.
Технология ИКТ
В мире наблюдается резкий рост количества электронных средств массовой информации на рынке, обслуживающем детей самого раннего возраста : растет предложение видеокассет ДВД-дисков, адресованных детям от 1 года, функционирует многоотраслевая промышленность по продаже компьютерных игр.
В нашей стране, говоря об ИКТ, чаще всего подразумевают компьютер, тогда как за рубежом это понятие включает множество элементов: видео, ДВД, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки, телевизор. Мы будем говорить, главным образом, о компьютере.
Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития ребенка.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы.
1. Внедрение информационных компьютерных технологий в педагогический процесс делает его современным и интересным, повышает результативность образовательной деятельности.
2. Использование ИТ формирует у ребенка основы организации мыслительной и практической деятельности.
3. Компьютерно-опосредованная деятельность в соединении с собственной продуктивной деятельностью формирует у детей структурные компоненты системного мышления.
Основные принципы использования ИТ в образовательном процессе
1. Информационные технологии как средство реализации основных программно-методических задач дошкольного образования.
2. Комплексное использование ИТ совместно с традиционными средствами воспитания и обучения детей дошкольного возраста в единой развивающей предметно-пространственной среде.
3. Использование ИТ как для повышения эффективности образовательного процесса, направленного на сокращение процесса обучения и сохранение здоровья дошкольников.
4. Использование ИТ как технологического средства для решения творческих задач, повышения мотивации собственной продуктивной детской деятельности.
Безопасность детей в Интернете
Деятельность дошкольников в Интернете должна проходить при активном участии взрослого. Детям 5–7 лет можно «общаться» с компьютером не более 10–15 мин в день 3–4 раза в неделю. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Размер диагонали экрана дисплея должен быть не менее 35–38 см. Он должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.