Ульянова Ирина Анатольевна
Интерактивные методы работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С МУЗЫКОЙ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Основными задачами каждого музыкального руководителя является — формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. В то же время и модернизация системы дошкольного образования, предоставляет педагогам право выбора методов воспитания и обучения.
Публикация «Интерактивные методы работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Перед музыкальным руководителем поставлена особая задача: наполнить образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным материалом, который должен быть, достаточно совершенным и эффективным, способствующим созданию положительной эмоциональной атмосферы, а также развивающим музыкальные и творческие способности каждого ребенка.
По мнению многих авторов социально-коммуникативному развитию может способствовать музыкальная деятельность, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это можно объяснить особенностями психики ребенка данного возраста и необходимостью чувственно-образного переживания явлений, которые возможно передать с помощью музыкальных произведений.
Для достижения поставленных целей в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников, необходим поиск новых форм и методов работы в образовательном процессе, поэтому актуальность внедрения интегративных методов работы с музыкой в дошкольное образование обусловлена и на государственном уровне соответствующими документами и программами. А в науке соответствующими теориями и принципами. При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
младшая группа – работа в парах, хоровод;
средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка; интервью, карусель
старшая группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель;
подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Методы работы с музыкой :
-интерактивные музыкальные игры (импровизации, рисование музыки, игры со звуками.
— ролевые музыкальные игры
— метод музыкальных ассоциаций
— музыкальные диалоги и дискуссии.
«Работа в парах»
Объединяясь в пары по желанию, старшие дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом. Работая таким способом, старшие дошкольники учатся договариваться, в правильной последовательности и сообща выполнять поставленную задачу. Интерактивные методы обучения в парах помогают формировать навыки сотрудничества в ситуации повседневного общения.
На первом этапе педагог является ведущим, так как дети еще не могут выполнять задание по очереди самостоятельно. Воспитатель при помощи какого-либо предмета учит детей выполнять задание в определенной последовательности, тем самым формирует у них такие качества, как умение до конца выслушивать ответы, не перебивая друг друга.
«Работа в малых группах»
В случае применения данного приема отдается предпочтение группам старших дошкольников из трёх человек. Использование технологии групповой работы «тройками» дает возможность педагогу
задействовать на занятии всех детей. В этой ситуации старшие дошкольники учатся оценивать свою работу и работу товарища по группе, взаимодействовать, помогать друг другу. В процессе работы ведущим становится принцип сотрудничества.
Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга.
На следующем этапе необходимо учить старших дошкольников обсуждать. Что это значит обсуждать? Это значит говорить по данной теме, задавать вопросы и раскрывать их. Можно использовать следующие приемы: рассказывание сказки или детского рассказа по сюжетным картинкам, работа по мнемотаблицам.
«Цепочка» — данный прием помогает начать формировать у детей дошкольников умение работать в группе.
Данный прием основывается на последовательном решении каждым дошкольником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Карусель»
Данная технология применяется для организации работы в парах. Именно пара детей обладает огромным коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивный технология «Карусель» формирует у дошкольников такие социально-коммуникативные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, формирует навыки сотрудничества.
«Интервью»
На этапе, когда знания и навыки закрепляются и обобщаются, подводятся итоги работы, можно использовать интерактивную технологию «Интервью». Благодаря применению этой технологии у старших дошкольников должна активно развиваться диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый — ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Аквариум» — форма диалога, когда старшим дошкольникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности».
Данная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько дошкольников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют, стараются дать оценку.
«Большой круг» эта технология позволяет каждому старшему дошкольнику высказаться, что развивает и формирует развивать навыки социального общения, помогает устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что позволяет решать поставленную задачу.
Следует отметить, что все описанные технологии и методы, возможно применять, с помощью музыкального материала.