Ольга Солтанбаева
Интерактивная игра — одна из особенностей интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».
Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей.
На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития. Так как игра - ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей.
Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Основная его цель не просто размещение на нем каких-то данных, а повышение наглядности информации и эффективности процесса обучения.
Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность - инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т. д.
Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах:
• индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач;
• для решения заданий в паре используется парная форма;
• при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы;
• если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.
Так же существует планетарная форма - наиболее сложная форма интерактивного обучения. При планетарной форме дети разбиваются на подгруппы, работают над проектами, а затем озвучивают свои исследования. Для проведения интерактивных игр авторами Н. Л. Кряжевой, К. Фопелем, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной предложен определенный алгоритм:
1) Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;
2) Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;
3) Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;
4) Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов.
Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников :
• Развивающие игры : направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи - они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки», музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.
• Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических представлений, обучением родному и иностранному языкам, с эстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.
• Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка-дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.
• Игры-забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма.
Интерактивные игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению (что особо важно в подготовительной к школе группе, дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.
Мною был разработан интерактивный математический плакат под названием «Найди фигуру», для детей старшего дошкольного возраста.
Цели этой игры заключались в следующем:
• Учить детей выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
• Учить различать фигуры по нескольким признакам: форме, цвету; сравнивать группу предметов по количеству фигур.
Задачи:
• Развивать представление о плоских геометрических фигурах у детей (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
• Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
• Совершенствовать навыки счета.
• Доставлять детям радость, удовольствие от игр и упражнений математического содержания.
• Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, интерес к математике.
• Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей. Образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина.