Зарина Рудик
«Интеллектуальное развитие дошкольника». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеллектуальное развитие дошкольника»
Учитель-логопед Рудик З. В. МАДОУ «Детского сада № 56» г. о. Самара.
Публикация «„Интеллектуальное развитие дошкольника“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован каждый родитель. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальное развитие предполагает :
-дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);
-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
-логическое запоминание;
-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, и применение символов;
-развитие тонких движений рук и зрительно –двигательной координации.
Для организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); новое знание дается не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематическипредоставляется возможность выбора (принцип вариативности); процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка. Методы и приемы:
-практические (игровые)
-экспериментирование;
-моделирование;
-воссоздание;
-преобразование;
-конструирование;
Дидактические средства: наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
Форма организации детской деятельности:
-индивидуально-творческая деятельность;
-творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
-учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
Все это опирается на развивающую среду :
1. Математические развлечения :
-игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.);
-игры-головоломки;
-игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;
-задачи-шутки.
2. Дидактические игры:
-сенсорные;
-моделирующего характера;
3. Развивающие игры –это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников. Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений. Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
- наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений. - словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления наглядно -образное. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно –следственных связей, способность рассуждать. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности –игре. Важное достоинство игровой деятельности –это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру. Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое главное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.
«Закончи слово». Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать» Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-. Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет. Например: по-лет, по-лотенце, по-душка. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово». Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним».
• Яблоко, слива, огурец, груша.
• Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
• Платье, свитер, рубашка, шапка.
• Береза, дуб, земляника, сосна.
• Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
• Хлеб, молоко, творог, сметана.
• Час, минута, лето, секунда.
• Ласточка, ворона, курица, сорока.
Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума. Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
• Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина).
• Назови слова, обозначающие домашних животных.
• Назови слова, обозначающие зверей.
• Назови слова, обозначающие овощи.
• Назови слова, обозначающие фрукты.
• Назови слова, обозначающие транспорт.
• Назови слова, относящиеся к спорту.
• Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее. Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.
Игра «Бывает – не бывает». Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно. Ситуации можно предлагать разные:
• Папа ушел на работу.
• Поезд летит по небу.
• Человек вьет гнездо.
• Почтальон принес письмо.
• Яблоко соленое.
• Дом пошел гулять.
• Волк бродит по лесу.
• На дереве выросли шишки.
• Кошка гуляет по крыше.
• Собака гуляет по крыше.
• Девочка рисует домик.
• Лодка плавает по небу.
• Ночью светит солнце.
• Зимой идет снег.
• Зимой гремит гром.
• Рыба поет песни.
• Ветер качает деревья
Игра «Угадай по описанию». Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например: это овощ, он красный, сочный (Помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.
Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро». Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.
Список литературы: 1. Интеллектуальное развитие дошкольников дошкольных образовательных учреждений. / авт. - сост. Н. И. Филимонова – СПб. : КАРО, 2004.- 112с. 2. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. /авт. - сост. Л. Ф. Тихомирова – М. : Рельеф, 2000.- 144с. 3. Развитие логического мышления детей. /Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.