марина береговая
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС»
Воспитатель: Береговая М. С.
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
1. сохранение здоровья ребенка;
2. развитие базовых качеств личности;
Публикация «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
3. построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности :
• «Физическое развитие» - двигательная деятельность;
• «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
• «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
• «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ;
• «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.
В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Что же такое «интеграция»?
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с не интегрированной.
1. Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей.
2. Способствует развитию в большей степени, чем не интегрированные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.
3. Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.
4. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.
5. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.
6. Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.
Методы и приемы, используемые при интеграции НОД :
• сюрпризный, игровой моменты,
• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
• сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности - это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.
Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия, и к ней предъявляются следующие требования:
1. чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
2. продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
3. взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
4. большая информативная емкость образовательного материала,
5. систематичность и доступность изложения материала;
6. необходимость соблюдения временных рамок.
В образовательном процессе выделяется два основных блока:
-совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что даже выбор определенной темы для занятия или мероприятия предполагает также интеграцию.
Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течении одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.