Ирина Кутуева
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Кутуева Ирина Фатыйховна,
воспитатель МБДОУ ДСКВ №17 «Ладушки»,
г. Нижневартовск,
Организация педагогического процесса с детьми младшего дошкольного возраста предполагает поиск и использование различных форм образовательной деятельности, которые будут отвечать принципу интеграции образовательных областей и комплексно-тематическому принципу его построения, обозначенных в федеральных государственных требованиях.
Публикация «„Интеграция образовательных областей „Коммуникация“ и „Художественное творчество“ в процессе использования нетрадиционных тех» размещена в разделах
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Педагогическая модель организации взаимодействия изобразительной и речевой деятельности, ориентированная на гармонизацию общего развития детей, позволит педагогу самостоятельно проектировать задачи и содержание образовательной деятельности на интегративных принципах.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи (В. С. Безрукова, Г. М. Добров, В. М. Максимова, О. М. Сичивица, И. П. Яковлев и др.) понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.
Интеграция художественной и речевой деятельности младших дошкольников - это целенаправленный взаимообратный перевод информации с речевых понятий на художественный образ в целях порождения в сознании детей культурных и личностных смыслов.
Коммуникативная компетентность младшего дошкольника проявляется в свободном диалоге со сверстниками и педагогом с помощью речевых и неречевых средств (жест, мимика). Стремление к речевому взаимодействию в сочетании с чувством собственного достоинства являются ценнейшими качествами личности ребенка, которые будут способствовать и дальнейшей гармонизации его отношений с окружающим миром.
Художественно-творческая компетентность, как способность к созданию нового продукта, который отличается оригинальностью, и вариативностью. Активная познавательная позиция, готовность к спонтанным решениям, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, развитое воображение придают процессу создания продукта творческий характер.
Таким образом, в процессе педагогической интеграции изобразительной и речевой деятельности младших дошкольников процесс обучения изобразительной деятельности приобретает более высокий общеразвивающий потенциал, который проявляется в повышении творческой активности дошколят и реализуется в целостном образовательном процессе на основе комплексно-тематического планирования, проектирующего содержание и формы педагогической деятельности с младшими дошкольниками. Педагогическая интеграция позволяет уже на ранних этапах образовательного процесса выявлять индивидуальные способности ребнка, формировать адекватный образ «Я».
Педагогическая модель художественно-речевой интеграции основывается на том, что речевое познание детьми младшего дошкольного возраста наиболее гармонично осуществляется в изобразительной форме. Поэтому способность к рисованию может рассматриваться как основная интегрированная способность ребенка. Эта способность направлена на гармонизацию ребенка в процессе создания индивидуального творческого продукта в разных видах художественной деятельности.
Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах (С. М. Арефьева, С. Ю. Бурилова, В. В. Гузеев, В. А. Кленикова, В. М. Панфилова, В. Б. Синников, С. Ю. Страшнюк и др.). Практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения.
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской изобразительной и речевой деятельности.
В комментариях к ФГТ Н. В. Фединой, О. А. Скоролуповой раскрываются разные аспекты интеграции :
1) интеграция содержания и задач образовательных областей;
2) интеграция видов деятельностей;
3) использование адекватных форм для решения задач двух и более образовательных областей;
4) использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.
Наш детский сад работает по программе «Детство», где большое внимание уделено вхождению ребенка в мир социальных отношений. Многие разделы программы подразумевают содержательное общение с окружающими людьми, участие в ситуациях, объединяющих детей общей деятельностью. Уже с 3-его года жизни одна из приоритетных задач - «вступать» в контакт с окружающими, используя речевые средства, формировать первые умения культуры общения. Высокий уровень усвоения программы младшими детьми предполагает активность в речевом общении с воспитателями и сверстниками, инициативу в речевых контактах. Но в программе нет методического сопровождения для реализации этих задач.
Вашему вниманию предлагается опыт реализации проекта «Веселые ладошки».
Анализ системы работы с детьми третьего года жизни по использованию нетрадиционных техник рисования для развития речи показывает, что в реализации содержания работы находит отражение комплексно-тематическая модель образовательного процесса и принцип интеграции таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Художественное творчество».
В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:
- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.
- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.
- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.
- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.
- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.
Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.
Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.
Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.
На примере реализации темы «Разноцветная зима: дикие животные» рассмотрим разные аспекты интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество».
Первый аспект - интеграция содержания и задач образовательных областей.
Содержание проекта «Веселые ладошки» соответствует образовательной области «Коммуникация», направленной достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые и дидактические игры, загадки, стихи.
Содержание образовательной области «Художественное творчество», направленное на решение следующих задач: а) развивать умение узнавать и называть цвета (синий, желтый, красный, зеленый, размер (большой и маленький, мелкую моторику рук, навыки аккуратного обращения с материалом; б) формировать умение обмакивать кисть в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, проводить прямые горизонтальные линии; в) закреплять умение держать кисть тремя пальцами чуть выше металлической части.
Пальчиковые и дидактические игры служат примером интеграции содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество», поскольку направлены на достижение целей развития у детей познавательных интересов, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. Примером могут служить следующие дидактические игры, направленные на развитие монологической речи - разрезные картинки с проговором названия животного, загадки с иллюстрациями отгадок на макете Красной книги (региональный компонент, игра «Подскажи словечко», «Разноцветный сундучок», «Волшебные превращения», «Антонимы».
Дополнительно используются различные пальчиковые гимнастики по теме «Разноцветная зима: дикие животные», влияющие на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание: «Кто спит зимой?», «Зимние забавы», «Круглый год», «Дикие животные», «Белочка», «Мишка спит», «Еж и ежата».
Второй аспект интеграции - интеграция детских деятельностей. В процессе использования дидактических и пальчиковых игр происходит интеграция :
а) игровой и коммуникативной (пальчиковая игра, сопровождаемая проговариванием потешек и коротких стихов о диких животных);
б) музыкально-художественной и двигательной (пальчиковые игры и слушание соответствующей музыки);
в) игровой, познавательной и музыкально-художественной деятельностей (пальчиковая гимнастика под музыку, сопровождаемая имитационными движениями).
Третий аспект интеграции - использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей. Работа в логике интегративного подхода позволяет :
- создать ситуацию, стимулирующую творческий потенциал личности, который проявляется в творческом усилии и реализации ребенком собственной индивидуальности (область «Художественное творчество»);
- продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии со взрослым, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми то есть решать задачи области «Коммуникация».
Четвертый аспект интеграции - использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.
Применительно к использованию дидактических и пальчиковых игр - это слушание детьми художественных текстов, сопровождающих игры, не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса : образовательной области «Коммуникация» (чтение потешек, загадок, стихов о диких животных).
Таким образом, в процессе использования дидактических, пальчиковых игр, загадок, стихов может быть успешно реализован принцип интеграции образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:
- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.
- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.
- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.
- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.
- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.
Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.
Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.
Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.