Елена Виноградова
Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Ермишинский детский сад №3
Методическая разработка по теме:
«Интеграция двигательной и познавательной деятельности
на физкультурных занятиях старшего дошкольного возраста»
Автор: Виноградова Е. В.
воспитатель
высшей квалификационной категории
Содержание
I Аннотация ___2
1. Научная основа ___ 2
II Актуальность ___ 3
1. Адресная направленность ___ 3
Публикация «Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
2. Цель, задачи ___ 4
3. Ожидаемые результаты ___ 4
4. Новизна работы ___ 4
5. Этапы работы ___ 4
III Содержание методической разработки ___ 5
1. Формы, приемы работы ___ 5
2. Сотрудничество со специалистами ___ 6
3. Сотрудничество с родителями ___ 6
4. Сетевое взаимодействие ___ 7
5. Вывод ___ 7
IV Анализ результатов работы ___ 7
1. Диагностика и анализ ___ 8
2. Основные проблемы разработки конспектов___ 8
Литература ___ 9
1
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
I Аннотация
Одна из приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В процессе образовательно-воспитательной деятельности дошкольники получают достаточно высокие умственные нагрузки, это способствует переутомлению, что отрицательно влияет на здоровье детей. Хорошее интеллектуально– познавательное развитие достигает только здоровый ребёнок.
Понятие «здоровье», это способность организма адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Поэтому процесс обучения и воспитания современного детского сада невозможен без поиска новых путей в развитии и воспитании детей.
1. Научная основа
Основой нового теоретико-методологического стандарта дошкольного образования стал культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Гальперина, Д. Б. Эльконина.
Системно-деятельностный подход, который возник в 1985-м году в результате научных споров между А. Н. Леонтьевым и Б. Ф. Ломовым, лег в основу современных педагогических теорий интеграции, предполагающих интегрирование образовательных областей.
2
II Актуальность
В настоящее время с целью повышения и доступности качества образования, в дошкольных образовательных учреждениях происходит модернизация системы образования. Установлены федеральные государственные образовательные стандарты ДО (ФГОС ДО). Стало актуальным переосмысление педагогами форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Дошкольники испытывают дефицит двигательной активности. При низкой двигательной активности происходит задержка развития и роста, снижается работоспособность. Поэтому, вопросы по физическому развитию детей становятся актуальными.
Образовательный процесс в ДОУ организован так, что усвоение знаний происходит на фоне подавления двигательной активности детей. По результатам наблюдений, я решила создать такую деятельность, при которой возможно избежать перегрузок детей. Восполнить ее дефицит в образовательном процессе может двигательная деятельность. В совокупности игра и движение, становятся необходимым условием разностороннего развития и воспитания детей.
Кандидат педагогических наук М. А. Правдов в своей диссертации пишет:
«В ходе исследований было выявлено, что интеграция двигательной и познавательной деятельности способствовала увеличению объема двигательной активности детей, выявлено позитивное влияние физкультурных занятий на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности на снижение заболеваемости детей экспериментальной группы».
Все вышесказанное, делает актуальной тему по интеграции двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ.
1. Адресная направленность
Данная разработка поможет оказать методическую помощь в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми, по вопросам подготовки и проведения физкультурно-тематических занятий.
3
2. Работая над этой темой, я поставила перед собой
цель: совершенствование интеграции познавательной и двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения физкультурных занятий в дошкольно-образовательном учреждении (ДОУ)
Задачи:
- внедрить в практику тематические физкультурно-познавательные занятия с элементами здоровье сбережения;
- закрепить полученные детьми знания из других образовательных областей через двигательную деятельность;
- превратить познавательные занятия в интересную игру.
3. Ожидаемые результаты использования инновационной разработки
Овладение опытом организации данных методических рекомендаций может стать основой для проведения мероприятий по интеграции двигательной и познавательной деятельности. Повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы, дать возможность для самореализации, самовыражения, как педагога, так и дошкольников. Поднять уровень качества образовательного процесса, что в свою очередь окажет положительное воздействие на умственное, физическое и психофизическое развитие детей в ДОУ.
4. Новизна работы заключается в создании новых вариантов проведения занятий. В результате интеграции двигательной и познавательной деятельности возникает новый вид деятельности, двигательно-познавательный и новый вид занятия, тематическое физкультурно-познавательное занятие. Применение информационно–коммуникативных технологий (ИКТ) и видео презентаций делает занятие познавательным, насыщенным. Включаясь в игровой сюжет, дети выполняют задания с большим интересом и старанием. Структура занятия и моторная плотность при этом не меняются.
5. На основе опыта деятельности данная методическая разработка включает три этапа
I этап– подготовительный: предполагает изучение научно-методической литературы, диагностическое исследование, составление плана тематических физкультурно-познавтельных мероприятий.
II этап-практический: выполнение мероприятий, направленных на реализацию цели и задач данной разработки.
III этап– заключительный: контрольно–оценочный. Включает заключительную диагностику, анализ эффективности мероприятий, которые осуществлялись в ходе, выявление проблем, возникших в ходе работы и способ их устранения.
4
III Содержание методической разработки
1. Изучив опыт педагогов, я пришла к выводу, что интеграция двигательной и познавательной деятельности даст положительный результат. Я организовала деятельность по следующим направлениям: изучила теоретические основы организации процессов проведения интегрированных занятий, подобрала цикл бесед познавательного характера, создала материально-техническую базу для проведения двигательно-познавательной деятельности (оборудование, атрибуты, декорации для оформления, подобрала музыкальное сопровождение, составила картотеку подвижных игр и эстафет к тематическим спортивным досугам, развлечениям. Затем начала разработку и поиск сценариев.
Побуждая детей к активному познанию окружающего мира, я использую нестандартные формы проведения занятий, тем самым побуждая их к развитию логики, мышления и коммуникативных способностей.
Интегрированные занятия способствуют повышению мотивации обучения. У детей формируется интерес к познанию целостной картины мира, единству знаний и умений. Уровень познавательной деятельности возрастает, снимается перенапряжение, дети воспринимают информацию не пассивно, а активно. Такие занятия даже у слабых детей протекают более продуктивно.
Основными условиями для развития познавательного интереса являются :
- новизна;
- необычность;
- неожиданность.
Познавательную деятельность я предусматриваю при проведении режимных моментов: утренней гимнастики, физкультминуток, прогулок, экскурсий.
Подвижные игры на прогулках помогают детям расширить представления об окружающей действительности. В процессе игр дети выступают в различных ролях, практически используя свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения.
Атрибуты, используемые во время подвижных игр, вызывают у детей воображение, зрительное восприятие и стимулируют их к эмоциональному выполнению роли.
На тематических физкультурно-познавательных занятиях я использую ИКТ, видео презентации, что способствует активизации двигательной и познавательной деятельности, оказывает комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, делает занятие эмоциональным, разнообразным, насыщенным. Такие занятия проходят как в обычной форме, так и в форме развлечений, досугов, праздников, может быть с участием персонажей, гостей, с приглашением родителей.
На занятиях я использую приёмы :
- сюрпризный момент (письмо, сообщение, гость, игрушка, предмет);
- показ презентации, видео;
- художественное слово;
5
-здоровье сберегающие технологии (дыхательную, пальчиковую гимнастику, сюжетную релаксацию, психогимнастику);
-познавательные и сюжетные подвижные игры.
В результате работы по данной теме у детей повышается интерес к выполнению различных видов движений, обогащается познавательная деятельность. Воспитанники с большим желанием выполняют предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы. Происходит сплоченность детского коллектива, дети становятся дружнее и общительнее. А это значит, двигательный и познавательный материал останется в памяти детей надолго.
2. Сотрудничество со специалистами
Важным фактором, оказывающим положительное влияние на успехи детей в воспитательно-образовательном процессе, является мое сотрудничество со специалистами детского сада: педагогом–психологом, учителем-логопедом. По их рекомендациям, я использую на своих занятиях упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, на развитие речи.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами детского сада и воспитателями Ермишинского района. На районном методическом объединении (МО) провела деловую игру «Новый ФГОС–новые возможности». Показала
мастер– класс по теме: «Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в ДОУ». Выступила на педсовете «Современные здоровье сберегающие технологии в ДОУ». Материалы по своему опыту работы я опубликовываю на сайте детского сада, на своей странице, участвую в онлайн конкурсах разных уровней: всероссийском творческом конкурсе «Альманах воспитателя», всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация», международном педагогическом портале «Солнечный свет» с методической разработкой «Богатыри земли русской».
3. Сотрудничество с родителями
Нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников в лице родителей. Главная цель взаимодействия с родителями – повышение их компетентности в вопросах развития и воспитания дошкольников посредством организации активных форм работы. Для этого использую широкий спектр различных форм работы с семьями воспитанников: я организую совместную деятельность, применяя инновационные формы:
- мастер – класс;
- игровые тренинги;
-родительские собрания в нетрадиционной форме, в ходе которых создаю атмосферу понимания, сотрудничества между взрослыми, детьми и педагогами. Провожу тематические консультации, беседы, досуги, спортивные праздники, развлечения, экскурсии, походы. Совместные мероприятия вызывают большое эмоциональное и эстетическое удовольствие, объединяют детей и взрослых.
6
Родители с большим желанием участвуют в мероприятиях, тем самым мотивируя детей на выполнение заданий. Таким образом, совместная работа носит ярко выраженный характер сотрудничества.
Только при взаимодействии и сотрудничестве мы достигли положительного результата. Приоритетным направлением в моей деятельности является : создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка и его семьи.
4. Сетевое взаимодействие: С целью распространения своего опыта, организую и провожу совместные мероприятия для воспитанников МДОУ Кадомского детского сада №3 «Яблонька» и дошкольных учреждений Ермишинского района.
5. Вывод:
Результат анализа моей работы показал, что интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях повышает двигательную активность детей, положительно влияет на мотивацию обучения и здоровый образ жизни. Такие занятия позитивно сказываются на развитии эмоционально–волевых свойств личности, его взаимоотношениях в коллективе и на собственной самооценке.
Я пришла к выводу, если физкультурные занятия будут содержать познавательный материал, детям станет интереснее, возрастет двигательная активность, улучшатся физические показатели.
Свою работу с детьми, я строю с учётом индивидуальных особенностей. В занятия включаю упражнения, направленные на охрану физиологической и психической системы детского организма. При разработке занятий, я руководствуюсь тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если она вызывает у детей интерес и желание заниматься и интересоваться разными видами игр и упражнений не только в рамках занятий, но и в свободное от занятий время, как в детском саду, так и дома.
Применяя интеграцию образовательных областей в организации спортивных мероприятий, не только обогатило познавательную деятельность, и развило физические качества старших дошкольников, но и сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. Творческий подход к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, организуемым в детском саду, позволили добиться хороших результатов.
VI Анализ результатов моей работы показал эффективность интеграции двигательной и познавательной деятельности старшего дошкольного возраста. Организованная таким образом образовательная деятельность повышает показатели физического и интеллектуального развития.
7
1. Диагностика и анализ показателей 2019-2020г.
показатели возрастание
Физическая подготовленность 9%
Интеллектуальное развитие 8, 7%
Посещаемость 3,2%
Индекс здоровья 7,6%
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что работа строится по принципу: «Уча других, учишься сам». С детьми я выступаю в роли помощника, а не педагога. Такой прием дает хорошие результаты. Моя задача–помочь детям проявить собственные возможности данные им от рождения. Дети с радостью бегут на занятия и получают удовлетворение.
Оценку деятельности, прежде всего я вижу в радостных лицах детей, а они мои главные вдохновители.
2. Основные проблемы возникающие при разработке конспектов:
-недостаток количества литературы, содержащей физкультурно-познавательные разработки;
-затраты большого количества времени, для подбора и составления конспектов физкультурно–тематических мероприятий.
8
Список использованных источников
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» 2014 г.
2. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам» М. Владос, 1999 г.
3. Змоновский Ю. Ф. «Здоровый дошкольник»
4. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду» / М. Владос, 2010 г.
5. РуноваМ. А. «Дифференцированные занятия по физической культуре», 2006 г.
6. Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность-источник здоровья детей М. : ЛИНКА-ПРЕСС 2007 г.
7. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»/М., 1998 г.
8. Токаева Т. Э. «Мониторинг физического развития детей» Волгоград, 2012 г.
9. Немов Р. С Диагностика познавательных процессов дошкольника «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
10. Интернет-ресурсы