Ольга Уколова
Инструктор физкультуры и воспитатель. Совместная работа в оздоровлении детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема сохранения здоровья детей сегодня особенно приковывает внимание всех членов общественности, воспитателей, родителей.
Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья его членов, а в частности от здоровья детского населения. В наше время все чаще дети не выдерживают такого сложного и быстрого темпа жизни, от чего страдает их здоровье. Появилось много различных экологических проблем, сказываются отрицательные бытовые факторы, недоброкачественные продукты питания, загрязненная питьевая вода, низкое экономическое положение во многих семьях - все это агрессивно воздействует на здоровье дошкольников.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа воспитателя
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Дошкольное учреждение является одним из первых звеньев в сохранении и укреплении здоровья детей. Одной из главных задач, которая стоит перед воспитателями и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Закладывать основы здорового образа жизни наиболее оптимально в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Задача дошкольного воспитания состоит в создании для каждого ребенка условий для полного раскрытия его способностей и возможностей, в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью. Основой являются: еженедельная физкультурная деятельность, утренняя гимнастика, физкультурные минутки во время занятий, подвижные и малоподвижные игры, спортивные игры и эстафеты, ритмическая гимнастика; гимнастика после сна; закаливание.
Вся перечисленная двигательная деятельность направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных оздоровительных задач осуществляется во время физкультурно-оздоровительной работы, в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах. При решении этих задач важна скоординированность действий педагогов и узких специалистов (инструктора физкультуры, логопеда и т. д.). Партнерская совместная деятельность педагогов и ребенка в течение дня.
Координация действий физкультурного работника и воспитателей и узких специалистов – важный фактор эффективности оздоровительной работы. Физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе являются основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении. Систематические занятия физическими упражнениями эффективно воздействуют на развитие центральной нервной системы детского организма и способствуют улучшению функционирования ЦНС, снижению напряженности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Во время физкультурной организованной образовательной деятельности воспитатель должен присутствовать в физкультурной форме, показывая пример своим воспитанникам. Воспитатель не просто присутствует на занятии, а активно принимает участие в ходе каждой части занятия.
Во время занятия инструктор физкультуры четко и ритмично показывает образец выполнения упражнения, дети должны усвоить показанное упражнение и постараться так же четко его воспроизвести. Воспитатель в это время не должен пассивно наблюдать за работой инструктора физкультуры. Он активно оказывает индивидуальную помощь ребенку, который в ней нуждается. Он может помочь принять правильное исходное положение, подкорректировать неверно выполненное движение и т. д.
При фронтальном способе упражнения выполняются сразу всеми детьми. Задача инструктора физкультуры следить за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников, воспитатель при этом активно помогает инструктору.
При групповом способе дети распределяются на группы, в каждой из которой выполняется свое задание. Инструктор по физической культуре занимается с группой, где предлагается новое задание, а воспитатель выполняет задание с той подгруппой, где задание уже знакомое детям (повторение или закрепление изученного материала). Воспитатель обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.
В индивидуальном способе выполняются упражнения с каждым ребенком отдельно. Этот способ очень ценный, потому что видны достижения и затруднения каждого ребенка. Педагоги при необходимости приходят на помощь в нужный момент.
При организации круговой тренировки воспитатель и инструктор по физической культуре разделяет детей на подгруппы. Каждый специалист следит за качеством выполнения упражнений в своей группе и обязательно обеспечивает безопасность, осуществляет страховку.
После усвоения основного движения обязательно должна быть подвижная игра, чтобы снять усталость мышц, дать детям выплеснуть оставшуюся энергию. Воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен заранее разучить правила игры, если есть слова в стихотворной форме поручить воспитателю заранее их выучить. В ходе проведения ПИ воспитатель следит за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми. Воспитатель также участвует в подвижных играх и игровых упражнениях, оказывает положительное влияние на эмоциональный настрой детей, на повышение уровня двигательной активности.
Не находится без дела воспитатель и в заключительной части ООД. Он помогает инструктору физкультуры успокоить детей, привести в норму дыхание, также может выразить свое мнение о том, как прошло занятие, похвалить своих воспитанников. Может следить за качеством выполнения здоровьесберегающих упражнений, контролировать состояние воспитанников, не допуская их перевозбуждения. В конце занятия руководитель физического воспитания проводит анализ занятия. Воспитатель также может отметить детей, похвалить их за достижения, или высказать свои замечания в тактичной форме.
После занятия воспитатель помогает детям переодеться, организует уборку физкультурной формы и обуви.
После того, как прошло ООД по физической культуре оздоровительная деятельность детей не заканчивается. Воспитатель закрепляет с детьми новые двигательные навыки на прогулке, при проведении индивидуальной работы в течение дня в часы игр. Инструктора по физической культуре дает воспитателю рекомендации как правильно закрепить то или иное упражнение, двигательный навык. Воспитатель на прогулке организует индивидуальную работу с детьми, с теми, кто на занятии не успел усвоить программный материал, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников. Например отрабатывает прыжки с места, с разбега; метание вдаль, в цель и т. д.
Воспитатель в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду. Обязательно учитываются возрастные особенности детей, их интересы, их уровень двигательной активности.
Не только воспитатель должен оказывать помощь инструктору физкультуры, но и он в свою очередь помогает воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников. Инструктор физкультуры помогает подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики пробуждения. В уголок для родителей оформляет рекомендации по организации двигательной деятельности детей в семье.
В детском саду по плану инструктора физкультуры проходят физкультурные досуги и праздники, дни здоровья и другие массовые мероприятия. Воспитатель – главный помощник во всех видах деятельности этих мероприятий.
Воспитатель может помочь организовать составление сценария, распределение ролей, подбор музыкального сопровождение, организовать сюрпризные моменты, призы-сюрпризы, изготовленные самими детьми для команды соперников, например рисунки, поделки из природного и бросового материалов и т. п.
На любом из этапов воспитатель и инструктор физкультуры должны действовать совместно и слаженно. Воспитатели могут стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей. Это помогает детям проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество.
Таким образом, объединение усилий инструктора физкультуры и воспитателей благотворно влияет на эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Это взаимодействие между педагогами позволяет сдерживать рост заболеваемости детей, повышает эффективность воспитательно-оздоровительной работы в разных возрастных группах и творческую активность педагогов. Только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.