Ирина Архипова
Инновационный подход к творчеству детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вам свой опыт работы по проекту
«Инновационный подход к творчеству детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
. Осознание необходимости развития каждого ребенка как самоценной личности ведет к психологии проектирования- одному из способов развивающему творческие способности каждого ребенка. В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения. Особое место занимает интеграция разделов программы, что способствует всестороннему развитию детей, формирует у них целостную картину мира.
Публикация «Инновационный подход к творчеству детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Актуальность:
1) Социально-экономические преобразования в обществе требуют необходимости формирования творчески активной личности,обладающей всесторонним развитием. 2) Задача формирования и потребности в восприятии книг, как одна из первостепенных в принятых Федеральных Государственных Стандартах. Потребность в ежедневном чтении формирует у детей тягу к интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности к школе. 3) Образное представление,воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний в школе. 4) Развитие движений рук имеет большое значение для овладения письмом,на уроках рисования и труда. 5)Экспериментирование в рисовании позволяет познавать свойства и качества материалов, побуждает к любознательности,обогащает яркими образами окружающего мира. 6) Реализация задачи формирования целостной картины мира в Федеральных Государственных стандартах опирается на возрастные особенности психологического развития дошкольников, а именно: не на дробление и деление образовательного процесса по предметному принципу, а на интеграцию образовательных областей.
Проблема:
1) Мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. 2) По результатам мониторинга детей выявлен ряд проблем в освоении образовательных задач в областях программы «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».3) При изучении материалов по теме проекта выявлено мало разработок специалистов. Для успешной реализации проектной деятельности была поставлена
основополагающая цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического восприятия и художественно- творческих способностей в рисовании на основе приобщения к художественной литературе. Задачи построены на основе интеграции двух образовательных областей программы «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Учтены результаты исследования возможностей детей, их индивидуальные особенности. Поставлена задача сотрудничества с родителями воспитанников. Опорой для реализации поставленных задач являются
используемые ресурсы:
подобрала современную методическую литературу, изготовила дидактические игры и пособия, составила картотеки по различным тематикам, печатные консультации для родителей, взаимодействие с детской библиотекой помогло подобрать необходимые книги, подобрала фонотеку литературных произведений. Центр творчества детей оформляем с учетом меняющейся образовательной деятельности, с учетом интересов самих детей, постоянно пополняем развивающим материалом. Средства для экспериментирования использую вариативно, детям предлагается большое количество материалов для художественного творчества. Вся работа построена на основных организационных формах: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников. Реализация принципа интеграции базируется на двух образовательных областях «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество»,опорными являются область «Познание», «Физическая культура»,дополнительными выступают области «Коммуникация», «Труд», «Музыка». Повседневно в совместную деятельность с детьми включаем многие компоненты взаимодействия: непосредственно образовательную деятельность, занимательное чтение произведений детской художественной литературы, слушанье аудиозаписей, совместное рассматривание книжных иллюстраций, сотрудничество воспитателя и детей в свободной художественной деятельности, индивидуальная работа с детьми, художественный досуг, экспериментирование с изобразительными материалами, создание коллективных художественных работ по мотивам книжных произведений. Достичь оригинального изображения помогает выбор разной техники рисования: монотипия, тампонирование, трафаретная печать, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование по-сырому, рисование пальчиком, ладошкой, запястьем рук, тычок полусухой кистью и другие. Тематика рисунков выбрана по мотивам литературных произведений рекомендованных программой, красоту осеннего леса и яркость рябиновой грозди, зимний пейзаж помогли представить стихотворные строки знаменитых поэтов, грациозных лебедей дети изображали после знакомства со сказкой «Гадкий утенок», шаловливые лисята и мишки появились после прослушивания рассказов Евгения Чарушина «Лисята» ,«Медвежата», «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина разбудила воображение детей, им удалось нарисовать волшебный город, образ Царевны-Лягушки навеяла сказка с одноименным названием. В самостоятельную деятельность детей включили игры разного содержания по освоению изобразительных способностей,рисование по замыслу, экспериментирование с изобразительным материалом, рассматривание книжных иллюстраций и картин. Взаимодействие с семьей включали организацию родительских собраний, консультаций, художественный досуг, мастер-класс, выставки совместных работ, участие в конкурсах.