Маркина Светлана
Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Образование все более ориентируется на создание таких технологий влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Публикация «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основной задачей педагогов ДОУ в настоящее время является выбор методов и форм организации работы с детьми, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.
А. А. Адамский говорил, что инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда, как традиционная образовательная деятельность–это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса).
Понятие «инновация» трактуется как нововведение. В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы «новшества», вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Технология–это целенаправленный процесс (алгоритм действий, после выполнения которого, получается тот или иной результат.
Следовательно инновационная педагогическая технология – это определённые действия педагога, вносящие целенаправленные изменения в образовательную деятельность и позволяющие получить определённый педагогический результат в виде приобретённых детьми компетенций (усвоенных ими знаний, умений и навыков).
Использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень, доказывающий обоснованность обозначения дошкольного детства как начальной ступени образования в системе общего образования личности.
Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО и ФОП ДО.
Цель внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ – улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагога, формирование активности ребёнка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).
К числу современных образовательных технологий можно отнести следующие технологии :
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технологии проектной деятельности;
- Технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
Здоровьесберегающие педагогические технологии : целью здоровьесберегающих технологий является создание условий для обеспечения ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для поддержки собственного здоровья и формирования представлений о здоровом образе жизни.
Они могут быть направлены;
на физическое развитие ребёнка посредством различных видов гимнастик (дыхательной, пальчиковой, зрительной, утренней, пробуждающей, динамической, закаливания (водой, воздухом, солнцем);
использование физкультминуток на занятиях и между ними; самомассажа;
они могут знакомить с культурой здоровья, могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, беседы, дидактические игры, логоритмику, физкультурные занятия, спортивные праздники, спортивные игры;
они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-); релаксации;
Технологии проектной деятельности : их смысл заключается в проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом посредством создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это познавательная задача,которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умением и предъявленными требованиями.
Ответы на поставленные вопросы и знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проекты различаются по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);
По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
По приоритетному методу (творческие, игровые, исследовательские, информационные);
По тематике (включают семью воспитанника, природу, общество, культурные ценности и другое).
Технологии исследовательской деятельности Исследовательская деятельность помогает ребёнку выявлять проблему и посредством ряда действий её решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Задача педагога состоит в создании специальных условий для экспериментальной деятельности, где ребёнок подобно учёному проводит исследования, экспериментирует, делает опыты и в результате своих действий получает ответ.
В содержании познавательно-исследовательской деятельности содержатся опыты (экспериментирование) с предметами и веществами, коллекционирование (классификационная работа, путешествие по карте и «реке времени». Используются следующие методы и приёмы; беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе, опыты, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, подражание голосами звука природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия.
Информационно - коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Целью информационно-коммуникационных технологий является развитие информационной компетентности дошкольников, формирование основ, элементов знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности : познавательной, информационной, коммуникационной. Компьютер привлекателен для детей. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.
Компьютер позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий, представляет возможность индивидуализации обучения. Использование слайдовых презентаций, анимации, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.
Немало важную роль имеет использование ИКТ в работе современного педагога.
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, изготовление буклетов, памяток и другого печатного материала для родителей и педагогов.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми ипедагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребёнка. Это учёт индивидуальных особенностей, интересов ребёнка, его возможностей и состояния. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.
Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Игровые технологии
Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игру как методобучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали сдревности.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Среди игр и игровых упражнений можно выделить:
Игры и упражнения, которые помогают выделять характерные признаки предметов, то есть учат сравнивать, игры, которые помогают обобщать предметы по определённым признакам, игры, которые учат ребёнка отделять вымысел от реального, игры, которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов—забота каждого воспитателя.
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Использование инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени.
Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям, связанным с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.