Анна Скорченко
Инновационные подходы к освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в ДОУ
Пояснительная записка
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего МБДОУ.
Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы МБДОУ :
Публикация «Инновационные подходы к освоению образовательных областей „Здоровье“ и „Физическая культура“ в ДОУ» размещена в разделах
• Анализ управленческой системы ( кадровый состав: профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, работа в инновационном режиме, творческие объединения педагогов);
• Конкурентное преимущество МБДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;
• Материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
• Комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: индекс здоровья);
• Анализ результатов физической подготовленности детей;
Разрабатывая проект: «Оздоровление и физическое направление развития воспитанников МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.
Проект: «Оздоровление и физическое направление развития воспитанников МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска – это комплексная система воспитания
Ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Идея проекта – использование наиболее эффективных оздоровительных практик (народные игры, дыхательная гимнастика, массаж, оздоровительная аэробика, коррекционная гимнастика) в игровой форме с использованием русского фольклора в системе воспитательно-оздоровительной работы.
«Инновационные подходы к освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в дошкольном образовательном учреждении»
Цель проекта:
• Организовать здоровьесберегающую деятельность в МБДОУ таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку гармоническое развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня;
• Приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни;
Задачи проекта:
Оздоровительные задачи :
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
• Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
Образовательные задачи :
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
Воспитательные задачи:
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
• Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к родной природе, создание положительной основы для воспитания экологических чувств;
• Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;
Актуальность проекта: Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска ведется по программам нового поколения, которые направлены на развитие у дошкольников умственных, творческих, художественных способностей, и способствуют гармоническому физическому и полноценному психическому развитию детей;
База исследования: МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска
Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы
с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием народных игр, инновационных здоровьесберегающих технологий.
Предмет: Совокупность методов, средств для развития физических качеств и оздоровления детей дошкольного возраста.
Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Методы:
• Анализ научной литературы, программно – методических материалов;
• Прямое, косвенное и включенное наблюдение;
• Опросы, анкетирование;
• Системный анализ социальных, психолого – педагогических факторов, оказывающие влияние на эффективность профилактики оздоровления детей дошкольного возраста;
Принципы:
• Научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
• Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
• Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
• Систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
• Целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);
• Оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
• Адресности (медико-педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний);
Участники проекта: Дети, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, педагог-психолог;
Возрастная группа: «Дюймовочка» Общеразвивающая 5-6 лет, «Буратино» Общеразвивающая 5-6 лет, «Солнышко» Общеразвивающая 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год
Содержание:
1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь) :
Осуществляется теоретическое изучение проблемы организации мероприятий по профилактике детских заболеваний, проведение диагностики во всех группах, осуществляется накопление фактического материала, характеризующего состояния изучаемой проблемы;
Разрабатываются различные формы деятельности по проекту: совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, медицинской сестры в игровых ситуациях и в форме беседы донести детям нужную информацию («Быстрые ножки», «Разговор о правильном питании», «Что надо есть, если хочешь стать сильным», «Красивая осанка – залог здоровья»).
№
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Консультация для родителей на тему «Когда следует начинать с ребенком заниматься физкультурой»
«Воспитание здорового ребенка. Семейная физкультура» с использованием презентации Power Point Сентябрь Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
2 День Здоровья
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
Беседа: «Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни»;
Конкурс на лучшие потешки при умывании;
«Мой веселый звонкий мяч» - развлечение Сентябрь - Октябрь Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
Медсестра Бабушкина Ю. Н.
Воспитатели
3 Диагностика физического развития детей по группам Сентябрь – Октябрь Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
4 Разработка учебных занятий, игр для детей Сентябрь – Ноябрь Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
5 Родительское собрание : «Взаимодействие ДОУ и семьи по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» с использованием презентации Power Point Ноябрь Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
2 этап – основной (сентябрь – апрель)
Продолжить поиск эффективных форм и методов по оздоровлению детей. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышение тренированности организма, одновременно создает основу для нравственного, волевого развития ребенка, приобщает к здоровому образу жизни. Поэтому ведущее направление в нашем педагогическом процессе отводится физическому развитию детей.
№
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Открытое занятие на тему «Оздоровительные виды гимнастики» Декабрь Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
2 Оформление фотовыставки «игры и упражнения, направленные на укрепление здоровья малыша» Январь Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
3 Музыкально – театрализованное представление «Секреты здоровья» Февраль Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
Музыкальный руководитель
Коваленко У. Н.
4 Родительское собрание на тему «Здоровый ребенок сегодня – здоровое поколение завтра»; Март Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
5 Физкультурное развлечение с родителями «Постарайся угадать, чем листочек может стать»;
3 этап – заключительный (Май)
Осуществить анализ полученных результатов по физическому воспитанию, который строится с учетом физической подготовленности детей. С этой целью проводится диагностика уровня развития физических качеств, что помогает прогнозировать и корректировать воспитательно – образовательную работу, осуществлять дифференциальный подход, позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
№
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Конкурс на лучшие пословицы и поговорки про здоровье и спорт; Май Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
2 Презентация – анализ проделанной работы Май Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
3 Диагностика физического развития детей по группам Май Инструктор по ФК
Скорченко А. В.
Основные направления проекта:
• Воспитательно-оздоровительные;
• Лечебно-профилактические;
• Коррекционно-педагогическое;
Ожидаемые результаты:
• Снижение уровня заболеваемости;
• Повышение уровня физической подготовленности;
• Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
• Благотворное влияние на экологическое развитие, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;
Критерии оценки ожидаемых результатов:
Мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, индекса здоровья).